Шерлок Холмс и Лондон... - Часть 1

Шерлок Холмс и Лондон... - Часть 1

Шерлок Холмс и Лондон... - Часть 1Каков Шерлок Холмс: лучше химика разбирается в ядах, но ничего не понимает в литературе. С одного взгляда, как геолог, распознает свойства земли, но не в состоянии отличить премьер-министра от лидера оппозиции. Прекрасно играет на скрипке и ничего не смыслит в садоводстве. И если все это не играло большой роли для континентального европейца, то для англичанина, особенно тех лет, было существенным изъяном.

себе самом и о своем методе Холмс высказывается следующим образом:

«Вы знаете мой метод - он основан на внимании к мелочам».

В том числе и поэтому - чтобы привлечь внимание к мелочам - гениальный детектив сам написал несколько стоящих специализированных монографий. Одна из них, к примеру, называется «О различии между пеплом разных сортов табака». В ней описываются и приводятся иллюстрации ста сорока сортов сигарного, сигаретного и трубочного табака с перечислением пепла, который каждый из них оставляет. Сумасшедшая, прямо скажем, работа. Холмс оправдывает ее маниакальной важностью деталей - основой собственного успеха:

«Для опытного глаза разница между черным пеплом три- хинопольского табака и белыми хлопьями „птичьего глаза" так же велика, как между картошкой и капустой».

В другой раз Холмс сообщает, что каталогизировал «семьдесят пять типов запаха, которые эксперт-криминалист должен уметь отличать один от другого». Он не без гордости заявляет, что ему известны «сорок два отпечатка шин». И еще: «Я серьезно подумываю написать небольшую монографию о пользе собак в сыскной работе... Видели вы когда-нибудь игривого пса в мрачном семействе или понурого - в счастливом? У злобных людей злые собаки, опасен хозяин - опасен и пес».

То, что Холмс называет вниманием к мелочам, привлекает наше любопытство к одной характерной черте времени. Карло Гинзбург в своей заслуженно ставшей известной работе «Приметы: уликовая парадигма и ее корни» проводит параллель между историком искусства Джованни Морелли (1816- 1891) и Шерлоком Холмсом. Каким же образом мы можем говорить о столь разных дисциплинах и сравнивать реально существовавшего человека с вымышленным героем? Морелли разработал собственный метод атрибуции полотен старых мастеров, утверждая, что не следует брать за основу, как это обычно делается, наиболее броские и потому воспроизводимые в первую очередь особенности полотен: устремленные к небу глаза персонажей Перуджино, улыбку моделей Леонардо или задрапированные фигуры у Тициана и т. д. Следует, наоборот, изучать второстепенные детали: мочки ушей, ногти, форму пальцев рук и ног. Подобные детали, аргументировал Морелли, писались быстро и бесконтрольно, а следовательно, именно в них легче обнаруживается художник: «Личность следует искать там, где личное усилие наименее интенсивно».

Гинзбург отмечает: «Знаток искусства уподобляется детективу, выявляющему автора преступления (полотна) на основании мельчайших улик, незаметных для большинства».

Поразмыслив (что и было сделано) над этой удивительной схожестью методов, можно обнаружить, что и Фрейд, который как раз в те годы работал над своей теорией, закладывает основы психоаналитического метода по аналогичной схеме: дать пациенту выговориться ассоциативно, не перебивая его, разместив в удобной позе, позволяющей расслабиться физически, - для того, чтобы среди потока сознания разглядеть непроизвольно возникший просвет, через который врач сможет заглянуть глубже.

Известно, что Фрейд, теории которого становятся известными после 1895 года, проявил перед одним из пациентов («человеком-волком») свой интерес к приключениям Шерлока Холмса. О Морелли же он сказал следующее: «Уверен, его метод роднится с техникой медицинского психоанализа».

Чем же объяснить эту удивительную методологическую близость? Разумеется, влиянием времени. Наука внушает страх, но вместе с тем и заряжает энтузиазмом, как это происходит и сейчас. Начиная с середины XIX века, она становится неотъемлемой частью английской и европейской мысли. Дает о себе знать и увлечение позитивизмом, вера в то, что правильно примененный разум может решить или хотя бы облегчить мировые проблемы. Частично это произошло, даже если старые проблемы подменились новыми. Но есть и более определенные причины. Фрейд был врачом; Морелли окончил медицинский факультет; Конан Дойл работал врачом, пока не посвятил себя окончательно литературе. По мнению Карло Гинзбурга, во всех трех случаях явственно просматривается модель «медицинской семиотики» - дисциплины, которая позволяет, опираясь на поверхностные симптомы, диагностировать болезни, недоступные для прямого наблюдения. И не случайно конечно же, что помощник и биограф Холмса тоже был именно врачом. Правда, врачом скромных способностей - как заметил ему Холмс, «вы - лишь врач общего профиля с ограниченным опытом и посредственными оценками».

Эпоху, в которую живет и работает наш гениальный детектив, характеризует крайне противоречивое отношение к науке: смесь очарования и смятения, влечения и отторжения, - которое мы наблюдали в предыдущих разделах и которое касается всех новых открытий, включая изучение человеческих патологий, физических и ментальных. Наука, понимаемая как рациональное постижение мира, становится необходимой основой любого знания. Все, что не поддается здравому объяснению, причисляется к области суеверий отжившего прошлого, от которого технологические завоевания удаляются с бешеной скоростью.

Зло тоже приобретает научный облик. Доказательством этому является внешний вид смертельного врага Холмса - угрюмого (что проистекает из самого имени) профессора Мориарти:

«Он очень тощ и высок. Лоб у него большой, выпуклый и белый. Глубоко запавшие глаза. Лицо гладко выбритое, бледное, аскетическое, чем-то напоминающее профессора. Плечи сутулые - должно быть, от постоянного сидения за письменным столом, - а голова выдается вперед и медленно, по- змеиному, раскачивается из стороны в сторону».

Холмс верил в наследственность Зла и именно в отношении Мориарти сказал однажды, что свой криминальный уклон тот, должно быть, унаследовал по крови. Из рассказа «Последнее дело Холмса»:

«Есть деревья, которые вырастают до определенной высоты, а потом вдруг в них развивается некий губительный изъян.

То же часто происходит и с людьми. По моей теории, человек выражает в своем развитии наследие предков».

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Шерлок Холмс и Лондон... - Часть 2
  • Знаменитый Шерлок Холмс - Часть 2
  • Знаменитый Шерлок Холмс - Часть 1
  • Шерлок в Лондоне
  • Музей Шерлока Холмса (Holmes Museum)
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________