Шерлок Холмс и Лондон... - Часть 2

Шерлок Холмс и Лондон... - Часть 2

Шерлок Холмс и Лондон... - Часть 2Вопрос соотношения наследственных и приобретенных факторов в формировании характера индивида и сегодня до конца не решен. Несмотря на это, все же среди генетиков преобладает мнение, что наклонности человека не могут приписываться исключительно наследственности, как верил Холмс.

Наш детектив и сам пользуется медицинскими методами и демонстрирует почти научную рациональность, к которой не брезгует добавить элемент искусства и магии. Театральность, с какой он представляет свои логические умозаключения, напоминает театральность врачей, пытающихся поразить своих пациентов, магов и прорицателей.

Всем известно, что прототипом Холмса был учитель Конан Дойла, профессор Джозеф Белл из Королевского госпиталя Эдинбурга. Несколько раз писатель повторяет, что если бы старина Белл стал не врачом, а полицейским, то «превратил бы эту профессию, очаровательную, но дезорганизованную, в подобие точной науки». Сам Белл подчеркивал, что «распознание болезни основывается в большой степени на быстрой и тщательной оценке мелких деталей, которыми, собственно, болезнь и отличается от здоровья. Врач должен уметь их замечать. Так что Холмс, в своем роде, врач в обществе, в котором преступление - это болезнь».

Наблюдать, доискиваться, то есть уметь разглядеть суть там, где невнимательный глаз ничего не различает или, в крайнем случае, видит лишь невыразительную поверхность вещей. «Мир полон очевидных вещей, которые никто, ни при каких обстоятельствах не может разглядеть», - утверждает Холмс, оставаясь внимательным и к так называемым «негативным очевидностям», или, другими словами, отсутствию того, что должно было существовать. В рассказе «Серебряный» есть диалог Холмса с инспектором Грегсоном, который спрашивает: «На что, по-вашему, надо еще обратить внимание?» - «На любопытный ночной эпизод с собакой». - «Но собака же не подала ни звука в ту ночь». - «Это-то и заслуживает внимания», - отвечает Шерлок Холмс. Исключительность - практически всегда улика. Холмс уверен, что заурядное преступление, совершенное в самом обычном месте, раскрыть гораздо сложнее.

В свое время Умберто Эко и Томас А. Сибеок представили трехстороннее сравнение Холмса, Огюста Дюпена и великого американского логика Чарлза Сандерса Пирса (1839-1914), основоположника прагматизма и семиотики, науки о знаках. Пирс полагал, что часто люди чувствуют правду, «даже не имея конкретных ее подтверждений». Пирс, без сомнения, был любителем детективных рассказов, хотя нет доказательств того, что он читал произведения Конан Дойла. Зато известно, что он знал и любил рассказы Эдгара По, особенно «Убийство на улице Морг», где главный герой Огюст Дюпен сообщает: «Мне кажется, что эта загадка считается неразрешимой на том же основании, которое может заставить думать о ней как о легко решаемой». Пирс замечает: «Проблемы, которые на первый взгляд кажутся абсолютно неразрешимыми, получают при тех же условиях ключи, которые лучше всего подходят для их решения».

Наука? Способность логически мыслить? Интуиция? Везение? С помощью каких ключей Холмс испытывает свои способности? Без сомнения, он чемпион дедукции. Очевидно также, что, как многие профессионалы, он часто полагается и на свою интуицию. Дар, который можно определить как «инстинкт догадки».

Когда Холмс занят расследованием, он настолько сконцентрирован на работе, что даже меняется внешне. Доктор Ватсон в «Тайне Боскомской долины» описывает его так:

«Шерлок Холмс весь преображался, когда шел по горячему следу. Люди, знающие бесстрастного мыслителя с Бейкер- стрит, ни за что не узнали бы его в этот момент. Он мрачнел, лицо его покрывалось румянцем, брови вытягивались в две жесткие черные линии, из-под них стальным блеском сверкали глаза. Голова его опускалась, плечи сутулились, губы плотно сжимались, на мускулистой шее вздувались вены. Его ноздри расширялись, как у охотника, захваченного азартом преследования. Он настолько был поглощен стоящей перед ним задачей, что на вопросы, обращенные к нему, или вовсе ничего не отвечал, или нетерпеливо огрызался в ответ».

Многие разглядят в этой почти карикатурной трансформации ищейку, оскалившуюся легавую, готовую схватить свою добычу. Именно так Холмс аккумулирует все свои способности для наблюдения и дедукции.

Еще одна черта Холмса - это способность перевоплощения. Много раз в ходе своих приключений наш герой меняет внешний облик: стареет, начинает заикаться, становится ниже, до неузнаваемости изменяет черты лица, очень правдоподобно изображает смертельно больного. Раскрыв дело, он смывает грим и объясняет Ватсону, как он это делает:

«Вазелин на лбу, белладонна, впрыснутая в глаза, румяна на скулах и пленки из воска на губах - все это производит вполне удовлетворительный эффект. Симуляция болезней - это тема, которой я думаю посвятить одну из своих монографий».

В другой раз он доходит почти до раздвоения личности. Ватсон и Холмс сидят в засаде в заброшенном здании напротив их дома. Оттуда они следят за окнами собственного кабинета, так как подозревают покушение на Холмса. Вот что рассказывает Ватсон:

«Я посмотрел на знакомое окно, и у меня вырвался возглас изумления... тень человека, сидевшего в кресле в глубине комнаты, отчетливо выделялась на светлом фоне окна... Это была точная копия Холмса. Я был так поражен, что невольно протянул руку, желая убедиться, действительно ли сам он стоит здесь, рядом со мной. Холмс трясся от беззвучного смеха».

Рассказы Конан Дойла отличает почти полное отсутствие элементов, внушающих ужас. Писатель ведет себя как По, который практически разделил «ужастики» и рациональные рассказы, где главным героем выступает Огюст Дюпен. Исключением является рассказ «Низвержение в Мальстрём», в котором два эти элемента сочетаются.

Кроме канонических рассказов о Холмсе, Конан Дойл писал также рассказы, в которых появляются призраки, монстры, существа со сверхчеловеческими возможностями, то есть играл со сферой сверхъестественного или относящегося к умственным патологиям. Писатель так увлекся оккультизмом, что даже стал последователем некой спиритуальной доктрины и верил, уже в старческом возрасте, что может общаться с умершими. Детективный рассказ и рассказ ужасов - два совершенно разных жанра; и лучше, чтобы таковыми они и оставались.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Знаменитый Шерлок Холмс - Часть 1
  • Знаменитый Шерлок Холмс - Часть 2
  • Шерлок Холмс и Лондон... - Часть 1
  • Шерлок в Лондоне
  • Музей Шерлока Холмса (Holmes Museum)
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________