Лондонский корабль-музей - Часть 1

Лондонский корабль-музей - Часть 1

Лондонский корабль-музей - Часть 1Самый любопытный лондонский музей представляет собой корабль. Это настоящий легкий боевой крейсер, прекрасное горделивое судно, стоящее на якоре близ Лондонского моста, напротив Тауэра. Имя ему - HMS «Белфаст». Три первые буквы означают Her Majesty's Ship - Корабль Ее Королевского Величества. Девиз команды: «Pro tanto quid retribuamus» - «Мы должны отплатить за многое». С характерным для англичан вниманием к прошлому крейсер сохранили в том виде, в каком он закончил службу в 1965 году.

Внутри с помощью фигур в натуральную величину воссоздан ряд сцен, воспроизводящих жизнь на борту.

В камбузах коки готовят дневной рацион (пища тогда была, по общему признанию, однообразной и неудобоваримой, зато обильной); в прачечных отсеках китайцы загружают громадные стиральные машины; на капитанском мостике происходит драматический диалог (прокручивается запись) между капитаном, штурманами и командирами орудийных расчетов, как будто корабль попал в зону вражеского обстрела.

В одном из помещений рядом с камбузом слышны кошачья возня и отчаянный писк (также в записи) - это корабельный кот поймал свою жертву.

Спускаемся на нижнюю палубу. Здесь, в операционной, хирурги борются за жизнь раненого (на столике перед ними скальпели, зажимы и прочее). В воздухе улавливается легкий запах эфира. В другом отсеке дантист сверлит зуб моряку.

Проходим дальше. Там и сям развешаны гамаки: на вентиляционных трубах, в хранилище торпед, над столами в столовой и даже в артиллерийских рубках. В некоторых местах, чтобы залезть в гамак, надо проделать поистине акробатический трюк.

Жесткая дисциплина на корабле напоминала времена Нельсона: об этом свидетельствуют отсеки для наказания. Капитан мог держать взаперти провинившегося вплоть до двух недель. Среди самых жестоких проступков - сон или пьянство во время несения вахты. Суровейшие условия жизни сплачивали моряков (всего на борту было 950 офицеров и матросов). Капитанская каюта отличается аскетической скромностью.

В годы Второй мировой войны «Белфаст» нес патрульную и разведывательную службу в Атлантике, конвоировал караваны с военными грузами; затем, после ремонтных работ, успел поучаствовать в Корейской войне.

Крейсер, довольно быстрое судно по тем временам, развивал скорость до 32, 5 узла в час, потребляя при этом 26 тонн горючего.

Британия - морская страна, но в организации морского дела проявляла некоторую консервативность. К 1938 году (в этом году «Белфаст» был спущен на воду со стапелей верфи «Harland & Wolff») в жизни матросов почти ничего не изменилось со времен адмирала Нельсона. Английские моряки начинали службу с восемнадцати лет, срок службы равнялся двенадцати годам; платили ничтожно мало - чуть больше фунта стерлингов в неделю. Помимо низкого заработка моряк имел право на надбавку в размере двенадцати шиллингов и шести пенсов за каждого сына. Когда моряк был в плавании, его семье каждую неделю выплачивали по восемнадцать шиллингов (из заработка).

Лондон невозможно понять вне связи с великой рекой, несущей свои воды к Северному морю. Ширина Темзы в черте города достигает двухсот пятидесяти метров. Стоит сесть на автобус и доехать до Гринвича, где находится Национальный морской музей. Гринвич вообще удивительное место. Там находилась одна из излюбленных резиденций Генриха VIII, в которой, кстати, родилась Елизавета I. В 1675 году Карл II Стюарт основал здесь Королевскую обсерваторию с целью вычисления координат, нужных для мореплавания. В 1884 году нулевой Гринвичский меридиан был принят за начальный для отсчета долгот и исчисления поясного времени. В Гринвиче возвышается так называемый Куинс Хаус (Queen's House, 1616-1635), изящное творение архитектора Иниго Джонса. Но прежде всего там можно насладиться видом парусника «Катти Сарк».

Этот знаменитый чайный клипер имеет любопытную историю и еще более курьезное название, поскольку «Катти Сарк» означает «Короткая рубашка» (Cutty Sark). Возможно, на выбор названия повлияла легенда, изложенная в балладе «Тэм О'Шентер» Роберта Бёрнса (1759-1796).

Тэму, пьянчуге-крестьянину, однажды ночью пересекавшему болота верхом на кобыле, померещились ведьмы, танцующие под музыку самого Сатаны внутри церкви. Тэм в страхе устремился прочь, но молодая ведьмочка Нэнни в коротенькой рубашонке побежала вдогонку и схватила кобылу по имени Мэгги за хвост. Хвост так и остается в ее руке, а Тэму вроде бы удалось спастись.

Одноименный клипер (65 метров в длину, грузоподъемность 960 тонн, с мощной системой парусов общей площадью до четырех тысяч квадратных метров) был спущен на воду в 1869 году. В начале своей полной приключений жизни судно предназначалось для перевозки чая из Китая (считалось, что железо вредит аромату чайных листьев, поэтому предпочтение отдавалось деревянным парусникам). От Шанхая до Ла-Манша, огибая мыс Доброй Надежды, можно было добраться за сто двадцать дней. Однако с открытием Суэцкого канала (в тот же год) маршрут значительно сократился. На смену парусникам пришли пароходы, рейсы стали регулярными, поставки - надежными, расценки подешевели.

И все же красавица «Катти Сарк» не осталась без дела - теперь в ее трюмах перевозили шерсть из Австралии. Из Ньюкасла (на юге Нового Уэльса) до Ла-Манша - восемьдесят два дня пути. Неплохо, но... Ближе к концу века стало ясно, что корабль с подобной грузоподъемностью, сколь бы быстрым он ни был, особой прибыли не принесет.

Теперь клипер встречает гостей Гринвича. Он, как и раньше, прекрасен и по-прежнему воплощает британскую предприимчивость на морях.

Но вопрос вот в чем: о какой предприимчивости идет речь? Как англичане завоевали успех в море? Рассказ об этом полон головокружительных поворотов и затрагивает судьбы выдающихся людей своего времени, людей, творивших историю, зачастую перекраивающих границы мира. Прочитайте еще раз название главы: «Корсары, пираты, буканиры». Именно о них я и хочу поговорить.

Корсар (или капер) строго говоря, являлся капитаном корабля; от государства он получал «каперское свидетельство» (лицензию) с полномочиями атаковать неприятельские суда, а также суда нейтральных стран, если те занимались перевозкой грузов для государства-противника. По сути, капер командовал военным судном, укомплектованным на частные средства.

Корабли, оснащенные пушками, бороздили моря в погоне за «легальной» трофейной добычей - в военный период. В мирный же владельцы ограбленных судов могли справедливо возмутиться и предъявить иск государству, под чьим флагом шел каперский корабль. Поэтому каперы обязаны были вносить залог в государственную казну на случай убытков. Корабли в море подвергались «досмотру» по определенным правилам (которые часто нарушались). Захваченное судно приводилось в порт государства, выдавшего каперское свидетельство, и специальная комиссия производила разбирательство законности действий капера. Если каперского свидетельства у капитана не было, его считали корсаром - пиратом.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • На реконструируемом паруснике Катти Сарк в Гринвиче восстановили мачты
  • Фотоновости: Долгожданное открытие парусника Катти Сарк в Лондоне
  • Крейсер «Белфаст» (HMS Belfast)
  • Свадьба на борту крейсера «Белфаст»
  • Самые старые и странные профессии Лондона: Часть 3
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________