Историческая роль корсаров в Англии

Историческая роль корсаров в Англии

Историческая роль корсаров в АнглииСреди корсаров преобладали два типа людей: те, кто видел в пиратстве равное прочим средство для быстрого обогащения (получив свое, такие стремились поскорее вернуться домой и приобрести кусок земли, - подобная логика впоследствии будет срывать с мест миллионы иммигрантов), и те, кто воспринимал жизнь в море как бегство от тягот семейной кабалы, а то и просто от себя самих. Вторые не возвращались. В ближайшие к нам годы память о них возродится в мифе о странствующем легионе - Legion Etrangere.

Джеймс Босуэлл в биографии своего героя, прославленного доктора Сэмюэля Джонсона, приводит следующее высказывание:

«Ни один человек, умудрившийся угодить в тюрьму, никогда не станет моряком, поскольку жизнь на корабле уже означает тюремное заключение, вдобавок с риском утонуть... Узник тюрьмы имеет больше пространства, лучшую пищу и зачастую лучшую компанию».

Даниэль Дефо добавляет:

«Посылающий сына на заработки в море сделал бы более выгодный выбор, отправив его в помощники к палачу».

Жизнь на пиратском корабле была невероятно тяжелой, но на военном - еще сложнее. Наказания отличались крайней суровостью, на грани смерти. Ослушаться капитана было немыслимо, и в этом отношении пираты находились в лучших условиях. Капитаны пиратских кораблей также требовали безоговорочного подчинения, но в некоторых вопросах (в том числе и выбора наказаний) все же предпочитали советоваться с командой, по крайней мере с некоторыми ее членами. Опыт стариков ценился наравне с властью капитана.

О процедуре выбора капитана имеется отчет из «Всеобщей истории пиратов» Даниэля Дефо. Избранный эпизод касается капитана Норта:

«Церемония выбора капитана такова: команда доверяет командиру управление единогласно или большинством голосов, торжественно приносит ему шпагу, поздравляет и просит вступить в командование, будучи лучшим из всех. Его просят занять каюту-зал на корме, и, как только он принимает назначение, его с большими почестями сопровождают в зал и усаживают за стол с двумя стульями по торцам: один - для капитана, другой - для интенданта матросов. Когда оба садятся, интендант коротко докладывает капитану, что команда, испытав твердость его руководства и смелость решений, оказывает честь избрать его своим предводителем... затем берет у капитана шпагу и сжимает ее в руке со словами: „Вот - права, во имя которых вы должны действовать, да сопутствует вам и нам всем удача"».

Все члены команды априори соглашались с установкой «No prey, no pay» - «Нет добычи, нет оплаты». Существовали также четкие правила дележа награбленного. Прежде всего подсчитывалась общая ценность трофея и из нее вычитались затраты на дорогу. Остаток делился по следующему принципу: капитану - тридцать пять долей, прочим высшим чинам - больше одной доли, матросам - одна целая доля, нанятым и юнгам - половина доли. Первый, заметивший добычу, имел право на особое вознаграждение в сто песо. Если кому-то удавалось утаить что-нибудь для себя, он терял право на участие в дележе. Свои права на долю утрачивал и тот, кто предательски не принимал участие в абордаже или во время атаки был мертвецки пьян. В случае ранений существовала система компенсаций: потерянный глаз или конечность стоили шестьсот песо. Смерть на службе покрывалась сотней фунтов стерлингов, отсылаемых родным в любом случае.

Непослушание каралось телесными наказаниями, от карцера до бичевания провинившегося у мачты и протаскивания под килем. Не исключалось, разумеется, и повешение - за серьезные преступления - перед всей командой. Для бичевания использовался простой хлыст или так называемая «кошка-девятихвостка» (хлыст из девяти кожаных ремней со свинцовыми шариками на концах). Примечательно, что орудие обычно изготовлялось наказуемым. Серия точно направленных ударов оставляла глубокие раны; шрамы не проходили до конца жизни. Протаскивание под килем - еще одно изощренное наказание. Виновного бросали в море с одного борта и вылавливали с противоположного. От быстроты протяжки зависело состояние жертвы к концу экзекуции. При крайне медленных действиях матроса могли вытащить на борт уже мертвым.

Некоторые капитаны считали своим долгом выпустить правила поведения на корабле в письменном виде и требовали от вступивших на борт клятвы на Библии. Приведем лишь некоторые, дошедшие до нас:

виновный в краже высаживается на необитаемый остров с бутылкой воды, ружьем и несколькими пулями;

свечи и прочее освещение гасится строго после восьми часов вечера;

кто желает выпить после указанного часа - обязан делать это на открытом воздухе;

пистолеты, сабли и ружья необходимо держать в идеальной чистоте и готовыми к бою;

кто приведет на борт переодетую женщину, приговаривается к смертной казни;

аналогично караются бегство с места сражения и дезертирство.

Кубрики пиратских кораблей всегда были забиты до отказа. На каждый гамак или соломенный тюфяк приходилось по два человека и более. Матросы спали по очереди. Естественно, скученность способствовала распространению всевозможных болезней.

Во время плавания не занятые на вахте могли отдохнуть на нижней палубе, покуривая трубку или играя в кости. Шумная задиристость, как ни странно, поощрялась - капитаны скорее опасались напряженной тишины, возникающей вследствие долгого бездействия в замкнутом пространстве. Внезапные потасовки пресекались, только если они грозили членовредительством. В случае непрекращающихся разборок между двумя членами команды, случалось, обоих высаживали на каком-нибудь острове или давали возможность провести дуэль (на суше).

На пиратских кораблях не было униформы. Каждый одевался, как ему заблагорассудится, посему общий вид команды был довольно живописным. Одежда быстро изнашивалась вследствие воздействия соли и из-за тяжести работы. В тропиках к тому же ткани разлагала влага. Когда пиратам удавалось напасть на торговое судно с дорогими тканями, их немедленно пускали на пошив камзолов и головных уборов.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Морская история Англии
  • Английская корабельная история
  • Секреты английских мореплавателей
  • Секреты английских мореплавателей
  • Лондонский корабль-музей - Часть 1
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 1/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________