Лондонский квартал Блумсбери - Часть 1
За Британским музеем расположена прекрасная площадь - Рассел-сквер. По существу, это центр квартала Блумсбери, знаменитого своими площадями и садами, где, помимо прославленного музея, находится также и Лондонский университет.
Туманным вечером, когда едва колышутся потемневшие с наступлением осени листья платанов, когда бледные фасады домов омывают остатки дневного света, когда, одно за другим, зажигаются окна, здесь, как нигде, приходит ощущение возвышенного уединения. Спешка и смятение, вечный хаос дорожного движения, уличное насилие и жестокость, все более захватывающие мир, остаются за пределами этого места.
Расположенная в центре Рассел-сквер статуя посвящена Фрэнсису Расселу, пятому герцогу Бедфорду (1765-1802), новатору в области сельского хозяйства (вот почему он увековечен с початком кукурузы в руках). Сам квартал представляет собой не просто точку на карте в самом сердце Лондона: можно сказать, это обитель духа, вызывающая в памяти одну из легенд европейской цивилизации.
Квартал Блумсбери населяли самые яркие таланты, жившие в английской столице на рубеже XIX и XX веков. Его дома были отлично знакомы людям, направившим по иному пути развитие науки, литературы и экономики. Литтон Стрейчи, великий биограф Викторианской эпохи; Джон Мейнард Кейнс, человек, изменивший понятие экономики как науки; Роджер Фрай, художественный критик, благодаря которому англичане узнали о современной живописи; но более всех она - Вирджиния Вулф, женщина, своими романами и примером собственной жизни подарившая Лондону и всей Англии зеркало, в котором британцы узнали самих себя.
Под номером шесть на Рассел-сквер возвышается любопытное белое здание, слишком высокое и слишком современное, резко контрастирующее со своим окружением; и действительно, его так и называют - Big House in Bloomsbury - Большой дом в Блумсбери. Благодаря своей необычности оно и получило известность. Речь идет о здании Сената, спроектированном Чарлзом Холденом, постройка которого завершилась в тридцатые годы XX века. В настоящее время в нем расположены административные офисы Лондонского университета, но во время последней мировой войны там было Министерство информации, место, куда стекались журналисты в поисках новостей о ходе конфликта. Там же работал и писатель Грэм Грин, пребывавший в вечном раздражении из-за броского облика здания. Дошло до того, что в знак протеста он отправил письмо в журнал «Spectator», опубликованное под заголовком «Маяк Блумсбери». Грин писал, что белая громада здания и его яркая подсветка по ночам стали «полосой света, наводящей немецкие самолеты на Кинг-Кросс и вокзал Сент-Панкрас-стейшн».
К этому зданию имел отношение и Джордж Оруэлл. Массивность, наводящая на мысль о советской архитектуре, подала ему идею разместить здесь Министерство правды из знаменитого романа «1984»:
«Министерство правды сильно отличалось от всего, что было доступно взору. Огромное сооружение в форме пирамиды из ослепительно белого цемента, устремившееся на триста метров вверх, этаж за этажом, к самому небу. Крепкая конструкция, которую ничто не в силах было сдвинуть с места, которую не сотрясла бы и тысяча бомб».
Чуть дальше, под номером девятнадцать, заслуживает внимания фасад (а при желании и интерьер) «Рассел-отеля», открытие которого состоялось в 1900 году. Возможно, это самое красивое здание в Блумсбери, образец того стиля, который сами англичане называют слегка напыщенно - Викторианское возрождение. В некотором смысле оно напоминает как здание парламента в Вестминстере, так и формы расположенного поблизости вокзала Сент-Панкрас, свидетелем бомбардировки которого опасался стать Грин.
В период между 1888 и 1893 годами в доме, где впоследствии был открыт отель, проживала Эммелин Гульден Панкхёрст с дочерьми Кристабель и Сильвией. Кем же были это дамы?
Эммелин и ее дочери - зачинательницы того движения, которое в наши дни называется феминизмом, а тогда оно было известно как движение суфражисток. Эммелин, родившаяся в Манчестере 14 июля 1858 года, в 1903 году вместе с дочерью Кристабель дала жизнь Социально-политическому объединению женщин, девиз которого - «Право голоса - женщинам». Суфражистки организовывали митинги, даже били камнями витрины, чтобы промелькнуть в газетных заголовках, пусть и с негативными отзывами о своих деяниях. Их протест был силен, но и наказание за него - неменьшим. Суфражисток заковывали в наручники и арестовывали, а если в тюрьме они объявляли голодовку, их кормили насильно. Ослабевших от голода временно освобождали на основании закона, иронически прозванного «Акт кошки - мышки»; официальное название этого акта звучало следующим образом: «Закон о временном освобождении заключенных из-под стражи по состоянию здоровья», но как только здоровье позволяло вернуться в тюрьму, их снова водворяли в камеру.
В 1912 году Эммелин, которой на тот момент исполнилось пятьдесят пять лет, была заключена в тюрьму в двенадцатый раз. Ей принадлежит высказывание: «Борьба мужчин на протяжении веков потопила мир в крови. Борьба женщин поставила под угрозу жизни только тех, кто сражался за свои права». Писательница Ребекка Уэст, в те годы совсем молодая девушка, описала выступление Эммелин на митинге: «Дрожа как тростинка, она обратила к нам свой голос, нежный и хриплый. Но эта тростинка была выкована из стали, и сила ее была безгранична».
В 1914 году, когда разразилась Первая мировая война, Эммелин была выпущена из тюрьмы и, забыв о феминизме, посвятила себя вместе с дочерьми и другими женщинами оказанию помощи фронту.
Справочник по Великобритании » Все секреты Лондона
________________________________________________________________________
Материалы по теме:
Оцените данный материал:

У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!