Прогулки по Блумсбери в Лондоне - Часть 2

Прогулки по Блумсбери в Лондоне - Часть 2

Прогулки по Блумсбери в Лондоне - Часть 2Помимо всего прочего, участникам группы были свойственны и запутанные сексуальные отношения. К примеру, Дункан Грант, художник, любил Дэвида Гарнетта, красивого юношу чуть за двадцать, портрет которого он со всем пылом написал. Позже у Гранта будет связь с Ванессой, у которой к тому времени уже родятся двое детей (Джулиан и Квентин) от ее мужа Клайва Белла. От Гранта у Ванессы родится дочь Анжелика, которую великодушный Белл признает своей. Со своей стороны, красавец Дэвид Гарнетт еще раньше предал Гранта, женившись на Рэйчел Элис Маршалл. У Кейнса также была связь с Грантом, и этим он наставил своеобразные рога Литтону Стрейчи, который так никогда его и не простил. Далее. В возрасте пятидесяти лет Гарнетт влюбляется в дочь Гранта Анжелику. Оставив первую жену, он соблазняет девушку, женится на ней, и они производят на свет четверых детей. Через много лет Анжелика расскажет в своей книге «Сладкий обман» о том, какой нелегкой была ее жизнь.

Еще один непростой многоугольник, участники которого по очереди сменяли друг друга, сформировался вокруг пары Ральф Партридж - Литтон Стрейчи. Эти двое, любившие друг друга, жили вместе, а с ними жила и Дора Керрингтон, которая, в свою очередь, любила Литтона. Однажды, в 1923 году, Ральф познакомился с Фрэнсис, девушкой, работавшей в библиотеке, влюбился в нее и ввел в эту своеобразную коммуну. Это единственное в своем роде (но плодотворное, если судить по результатам) сожительство продолжалось на протяжении десяти лет, пока Литтон, которому едва исполнилось пятьдесят лет, не отошел в мир иной. Вскоре Дора покончила с собой, а Ральф и Фрэнсис, оставшись вдвоем, наконец поженились.

В свою очередь Кейнс, поднявшийся так высоко, что ему было поручено вести от имени Англии переговоры о создании монетного фонда и заключать соглашения на Бреттон- Вудской конференции, в конце концов оставил свои головокружительные гомосексуальные приключения и женился на Лидии Лопоковой (Лопуховой), русской балерине, перебравшейся в Лондон в начале двадцатых годов со знаменитой труппой Дягилева.

Через несколько лет, в 1924 году, в своем эссе «Мистер Бен- нет и Миссис Браун» Вирджиния, размышляя на тему революции «человеческих отношений», в которой участники блумс- берийской группы одновременно были и участниками, и зрителями, напишет:

«Где-то в декабре 1910 года смысл понятия „человек" изменился. Не скажу, что люди вышли из своих домов, как выходят в сад и видят, что расцвела роза, что курица снесла яйцо. Перемена не была столь неожиданной и радикальной. Но, тем не менее, перемена произошла; и, учитывая, что нам остается только судить о ней, скажем, что она произошла в 1910-м... Изменились человеческие взаимоотношения - отношения между слугами и господами, мужьями и женами, родителями и детьми. А когда человеческие взаимоотношения меняются, вместе с ними меняется и религия, и поведение, и политика, и литература».

Доказательство того, что подобная вседозволенность в отношениях не свалилась как снег на голову, при желании можно найти и в романе Генри Джеймса «Что знала Мейзи», написанном в 1897 году. Даже такой моралист, как Джеймс, рисует картину несчастного брака глазами ребенка - целую паутину взаимоотношений, череду мимолетных союзов, в которых любопытство и выгода одерживают верх над любовью.

Личная жизнь двух сестер - Ванессы и Вирджинии - также была беспорядочной и бурной. Вирджиния с подросткового возраста страдала от нарушений психики, она почти фригидна. Ванесса - женщина более живая, у нее множество желаний, в том числе сексуальных. Как по-разному они восприняли смерть отца, так же по-разному они воспринимали и сексуальные домогательства, имевшие место в семье. Лесли и Джулия, родители Ванессы и Вирджинии, поженились, уже имея брак за плечами. От первого союза у Джулии было трое детей - Джордж, Стелла и Джеральд, - которые после нового брака матери стали сводными для Ванессы и Вирджинии. Сначала Джеральд, а затем и Джордж домогались Вирджинии, когда той было тринадцать лет, а Джорджу - двадцать шесть. До какой степени дошли эти домогательства, так и осталось неясным, несмотря на то, что о них неоднократно говорила и писала сама Вирджиния, однако она всегда старалась избегать деталей. «Мой кровосмесительный брат», - называет она Джорджа в одном из писем в 1936 году. Квентин Белл, биограф Вирджинии Вулф и ее племянник, также пишет об этом со слов мужа Вирджинии, Леонарда, и датирует «безобразия» Джорджа годом смерти матери. В зрелые годы Вирджиния напишет, что ее сводный брат Джордж сломал ей жизнь, прежде чем она успела начаться, лишив ее возможности получать наслаждение от своего тела: «Я не помню, чтобы когда-либо получала удовольствие от своего тела». Другая вероятная причина фригидности Вирджинии заключалась, по ее собственному признанию, в завышенных ожиданиях, которые возлагал на нее отец. Молодая женщина чувствовала себя раздавленной этим грузом, несмотря на то что в будущем она докажет своими романами, что смогла забраться гораздо выше, чем отец мог мечтать.

В отличие от сестры, у которой была бурная и страстная личная жизнь, Вирджиния никогда не скрывала собственной фригидности. Она честно призналась будущему мужу в тот момент, когда собиралась принять его предложение: «Будет ли для нас важна интимная жизнь? Как я тебе уже говорила, хоть это и жестоко, я не чувствую к тебе никакого физического притяжения. Бывают такие моменты - один из них выпал вчера, когда ты целовал меня, - в которые я чувствую себя не больше, чем камень».

У Вирджинии было множество крепких дружеских отношений с другими женщинами, некоторые из которых, возможно, переходили в сексуальные связи, однако прямое подтверждение этому есть только об одном из таких случаев. О том, что у нее с Вирджинией два раза были сексуальные контакты, говорила писательница Вита Саквиль-Уэст. В письме своему мужу, Гарольду Николсону, она пишет: «Я очень боюсь вызвать в ней физическое притяжение, помня о ее безумии. Я не знаю, к чему это может привести, понимаешь? Я не имею ни малейшего желания играть с этим огнем».

Вероятно, сама Вирджиния также не имела желания играть с огнем. В теории она старалась выглядеть раскованной до такой степени, что описывала в письме к подруге ночную поллюцию (wet dreams - мокрые сны) своего мужа, но на деле отдавала себе отчет, что ее поведение можно назвать «трусостью».

Что касается Виты (которая послужила Вирджинии прототипом героини знаменитого романа «Орландо»), то наиболее известны ее продолжительные отношения с Вайолет Трефусис, страстной поклонницей лесбийской любви, однако это не помешало Вите выйти замуж за Гарольда Николсона и произвести на свет сына Найджела. После смерти Виты в 1962 году Найджел, обнаружив в чемодане длинное и полное деталей признание матери, без малейших колебаний опубликует его в книге «Портрет одного брака», повествующей о своеобразной истории его родителей (оба были бисексуальны).

На нарушения психики, от которых страдала Вирджиния, безусловно, оказала влияние наследственность. В семье ее матери были известны многочисленные случаи психических расстройств. Брат Вирджинии Адриан (впоследствии вместе со своей женой Карен он станет психоаналитиком) в детстве также демонстрировал признаки слабой нервной системы. От острой депрессии страдала и Ванесса - в 1911 году, в возрасте тридцати двух лет, после выкидыша. Склонность Вирджинии к меланхолии проявлялась скорее по линии отца. Сэр Лесли слыл человеком эксцентричным; о себе самом он говорил так: «Я отчаянный мизантроп» (не знаю, есть ли тут связь, но он был отважным альпинистом - редкость по тому времени). Дед Вирджинии, сэр Джеймс, великолепно справлявшийся с управлением колониями, перенес несколько нервных истощений, одно из которых случилось с ним после смерти сына от тифа. Кузен Вирджинии, Джеймс К. Стивен, открытый гомосексуалист, прославился в Итоне благодаря своим спортивным достижениям; некоторое время он был наставником герцога Кларенса в Кембридже (в определенном смысле). По достижении двадцати лет Джеймс также демонстрировал признаки нервного расстройства, выражавшиеся в резком переходе от радостного возбуждения к депрессии. Психиатр Джордж Са- важ, который впоследствии будет лечить и Вирджинию, посоветовал поместить его в сумасшедший дом, где юноша уморил себя голодом. Из-за короткой связи с герцогом Кларенским выдвигалась гипотеза, что именно Джеймс и был загадочным серийным убийцей, известным под именем Джек Потрошитель, тем более что в одной из юношеских поэм Джеймса фигурировали путаные фантазии об убитых проститутках.

В 1912 году Вирджиния вышла замуж за Леонарда Вулфа, которого в прошлом упрекала в том, что он не дал ей совершить самоубийство. В действительности Леонард посвятил немалую часть своей жизни попыткам облегчить страдания жены, и из тех письменных свидетельств, которые сохранились, можно заключить, что мало кто, а то и вообще никто не смог бы сделать для нее больше, чем он.

В момент заключения брака молодые планировали зарабатывать себе на жизнь литературным трудом, но Леонард, написавший в молодости пару романов, вскоре предпочел заняться политикой и журналистикой, а также редактированием подробной автобиографии.

Вирджиния опубликовала свой первый роман «Путешествие» через три года после свадьбы.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Судьба Вирджинии Вулф в Лондоне - Часть 1
  • Судьба Вирджинии Вулф в Лондоне - Часть 2
  • Прогулки по Блумсбери в Лондоне - Часть 1
  • Лондонский квартал Блумсбери - Часть 2
  • Потерянные связи Лондона с Америкой: Часть 1
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________