Судьба Вирджинии Вулф в Лондоне - Часть 2

Судьба Вирджинии Вулф в Лондоне - Часть 2

Судьба Вирджинии Вулф в Лондоне - Часть 2Двадцать восьмого марта 1941 года, в возрасте пятидесяти пяти лет, Вирджиния Вулф покончила жизнь самоубийством, бросившись в реку Оуз с большим камнем в кармане пальто. Ее тело было обнаружено лишь 18 апреля мальчиком, гулявшим по берегу. Заключение судмедэксперта гласило: самоубийство в состоянии помутненного сознания. Останки кремируют 21 апреля. Прах Вирджинии будет развеян под вязом на лугу Монк-Хаус, недалеко от города Льюис.

Перед тем как покинуть дом в районе полудня, она написала два письма. Одно адресовано сестре Ванессе, второе - Леонарду:

«Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Но я не чувствую в себе сил пройти через еще один из этих ужасных периодов. И на этот раз я не хочу ложиться в больницу. Я начала слышать голоса и не могу сосредоточиться. Поэтому я собираюсь сделать то, что будет лучше всего. Ты дал мне счастье, насколько это вообще было возможно. День за днем ты во всем был тем, кем должен стать каждый человек. Думаю, что не было людей счастливее нас до того момента, пока не проявилась эта ужасная болезнь. У меня больше нет сил с ней бороться. Я знаю, что ломаю твою жизнь и что без меня ты снова сможешь работать».

Пусть в этой книге не предполагается рассуждать на такие заслуживающие внимания темы, я все же хочу коснуться вопроса, породившего множество споров: почему англичане, обладающие различными талантами в сфере искусств, в особенности тех, что строятся на диалогах и беседе, испытывают недостаток в талантах в музыке и живописи. В этом наблюдении есть доля истины. Ближе к концу XIX века, в то время как на континенте шли ожесточенные дебаты на тему, что же должна изображать живопись после открытия фотографии, в Великобритании единственным направлением, противопоставленным академическому, стало движение прерафаэлитов. Зародившееся в середине столетия и связанное с такими именами, как Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Данте Габриел Россетти, это направление противопоставило себя условностям викторианского общества. Оно предлагало излечить болезни зарождающегося индустриального общества с помощью искусства, черпающего основное вдохновение в природе, а в качестве идеальных образцов выбрало итальянских художников, творивших вплоть до Рафаэля (откуда и взято название направления). Предметы и темы искусства прерафаэлитов - от интимных до неопределенно- социальных, от исторических до религиозных, включая Средневековье, пересмотренное сквозь призму романтизма. Направление, которое в наши дни не может не очаровывать благодаря своему неповторимому стилю и тому, что во многих относящихся к нему произведениях заметны первые признаки того, что со временем перерастет в модерн (ар-нуво) и символизм.

Но для чего мы затрагиваем эту тему в главе, посвященной группе Блумсбери? Именно один из членов этого кружка, Роджер Фрай, в 1910 году организовал в Лондоне первую крупную выставку французских импрессионистов. Пока гордая Британия пыталась вернуться, как она считала, к живописи Италии эпохи, предшествующей гуманизму, в Париже зародилось новое движение, перевернувшее само понятие живописи. Даже в юной Италии, созданной усилиями Кавура и Джолитти приблизительно в то же время, когда зародилось движение прерафаэлитов, появляется направление маккъяйо- ли, члены которого в кафе «Микеланджело» во Флоренции пропагандируют неакадемическую живопись, воспроизводящую, по словам Фаттори, «впечатление настоящего».

Роджер Фрай был введен в кружок блумсберийцев Ванессой, которая и сама была художницей. И именно Фрай, человек крайне энергичный, организует выставку, названную «Мане и постимпрессионисты» (хотя кое-кем и было замечено, что это словосочетание не вполне корректно). В галерее Графтон были выставлены картины Сезанна, но также и работы Ван Гога, Гогена, Сёра, Синьяка, Пикассо, Мане, Вла- минка, Матисса, Руо. Все немного хаотично, слишком много картин одного, слишком мало другого; слишком много из одного периода и слишком мало из предыдущего или последующего - но в целом это была смелая попытка, имеющая важное культурное значение. Настолько смелая, что Десмонд Маккарти, один из друзей группы Блумсбери, напишет во введении к каталогу:

«Нельзя отрицать, что произведения постимпрессионистов озадачивают. Они даже могут показаться смешными тем, кто не признает, что симпатичная лошадка-качалка зачастую больше похожа на настоящую лошадь, чем фотография коня, выигравшего дерби».

Осмотрительно, как мы видим. Осторожность доходит до такой степени, что директор Национальной галереи сэр Чарлз Холройд требует, чтобы его имя не упоминалось в связи с выставкой. Картины французских художников были настолько далеки от главенствующих вкусов, что казались бесстыжими, безумными, написанными кое-как, приблизительно, вызывая мысли о «продукте сумасшедшего дома», как написал один из живописцев старой школы в «The Pall Mall Gazette». Критик из «The Times», пожелавший предложить читателям анализ направления, написал еще более обидные (в наши дни мы можем так сказать) и смешные слова:

«Это искусство исповедует простоту и для этого избавляется от всей той техники, которую наработали и увековечили художники прошлого. Они начинают все сначала и достигают результатов, сравнимых с детской мазней».

Действительно, складывается впечатление, что кто-то отправил Фраю рисунки своих детей, спросив, с целью провокации, не хотел бы он выставить их на своей следующей выставке. Единственными, кто полностью поддержал выставку, были блумсберийцы. Во главе с художниками Ванессой Белл и Дунканом Грантом.

Несмотря на все критические отзывы и гримасы, экспозицию посещали в среднем около четырехсот человек в день.

Писательница Кэтрин Мэнсфилд, которой в то время было двадцать два года, была настолько впечатлена картинами Ван Гога, что решила впредь сосредоточиться на современности. Все та же Вирджиния, которая в 1940 году напишет биографию Роджера Фрая, признает, что выставка оказала на нее огромное влияние. Ее сестра Ванесса скажет:

«Я думаю, что ни одна другая выставка будет не в силах оказать на целое поколение такое же влияние. Замешательство и ярость старшего поколения сделали ее еще более интересной».

А что Роджер Фрай? Он удивлен реакцией публики, которая обычно равнодушна к картинам. Однако его возмущает поведение самых образованных посетителей, восставших против выставки, как будто ее открытие нанесло личное оскорбление культуре, которую они считали прерогативой привилегированной части общества. Для Фрая этот снобизм был невыносим.

На вечерах, организованных в честь второй выставки постимпрессионистов (она состоялась в 1912 году), светское общество Лондона и художники оказались лицом к лицу. Ванесса и Вирджиния наряжаются как женщины с картин Гогена, благодаря чему скандал в очередной раз обеспечен. Но это направление живописи теперь признано модным. И поскольку молодые английские живописцы не могут прокормить себя собственным ремеслом, неутомимый Фрай решает им помочь. Если у них не получается продать свои картины, возможно, они смогут заработать себе на жизнь, раскрашивая стулья и фарфор, ковры и вазы. «Так они смогут рисовать картины, как поэты пишут стихи, ради собственного удовольствия, а не ради денег», - заявляет Фрай. Он считал, что необходимо отстоять свободу искусства, освободив его от меценатства и любых капризов.

В июле 1913 года Фрай открывает «Мастерские Омега», опять же в Блумсбери, в доме номер тридцать три по Фицрой-сквер. Несмотря на всевозможные сложности (от финансовых проблем до склок внутри мастерской) и в особенности несмотря на мобилизацию, из-за которой многие его друзья вынуждены были отправиться на войну, эксперимент удался: Фрай обеспечил художникам небольшой заработок и иногда предоставлял работу тем, кто из-за своих воззрений отказывался идти в армию.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Британское искусство в Викторианскую эпоху
  • Прогулки по Блумсбери в Лондоне - Часть 1
  • Прогулки по Блумсбери в Лондоне - Часть 2
  • Новые начинания британских художников
  • Современное британское искусство
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________