Даниэль Дефо в жизни Лондона

Даниэль Дефо в жизни Лондона

Даниэль Дефо в жизни ЛондонаДаниэль Дефо (создатель «Робинзона Крузо») написал в 1702 году памфлет «Самая короткая жизнь с инакомыслящими», в котором предложил решить проблему радикальным способом, уничтожив всех инакомыслящих. Разумеется, это саркастическая провокация, но она озвучивала столь широко распространенные настроения, что ее приняли всерьез. Дефо осудили за клевету, некоторое время продержали в тюрьме и трижды ставили к позорному столбу.

И все же протестантские конфессии в Англии были разрешены, хотя не все пользовались одинаковыми правами; а вот католики в различной степени подвергались самой настоящей дискриминации. Речь идет об очень деликатном вопросе, сохранившем актуальность и в наши дни.

В 1689 году философ Джон Локк представил общественности свое знаменитое «Письмо о веротерпимости», в котором развил программу религиозной политики, положения которой отчасти были приняты в ходе «Славной революции». Чтобы освободить веру от политической составляющей (и от политических искушений), Локк объявил религиозное кредо личным делом каждого индивидуума. Многие авторы задавались той же проблемой, понимая, что споры религиозного характера легко вызывают кровавые конфликты. Спиноза, Гоббс, Бейль, Вольтер, Эразм и другие пытались найти и обозначить границы, в которых политическая власть может допустить свободу веры, не ставя под угрозу общественный порядок. В научных трудах приводятся тонкие аргументы для различения свободы мысли, свободы слова и свободы действий. У каждого свой рецепт, некоторые отдают предпочтение идее веротерпимости, другие - правам. Теория Локка родилась из конституционных и религиозных дискуссий, влекущих за собой защиту англиканской церкви как оплота гражданских свобод от вмешательства папистов и опасностей абсолютизма, наметившегося при Стюартах. В основе его учения лежит идея о том, что вера отдельных граждан не должна интересовать государство до тех пор, пока не представляет опасности для общества.

Этот принцип впоследствии будет взят на вооружение в Соединенных Штатах Америки. Когда Джеймс Медисон, один из основателей Соединенных Штатов, примет участие в разработке американской конституции 1787 года, он будет стоять на том, что никакая религия не должна принимать официальный характер. По его мнению, религиозная вера не является истинной, если не выражает добровольный выбор, основанный на «акте разума и убеждения». Религиозная свобода - до такой степени «естественное и неотъемлемое право индивидуумов», что включает в себя свободу не верить. Медисон высоко ценил Вольтера и дух французского Просвещения, но не забывал и о принципах английской «Славной революции». Он был убежден, что, стоит одной вере обрести официальный статус, она тут же начинает превалировать над остальными. В таком случае сама религиозная свобода, включая свободу верить или не верить, ставится под угрозу.

Даже Томас Гоббс, «Левиафан» которого никак нельзя назвать пропагандой толерантности, и тот счел важным для существования государства выведение религии из сферы политики. Этот постулат разделяли многие мыслители XVIII века, и он позволяет лучше понять еще один противоречивый аспект вопроса: дискриминация в отношении католиков.

Джон Локк не распространяет на них принципы веротерпимости по ясной причине: «Поскольку там, где они [католики] пользуются властью, они считают своим долгом отказывать в толерантности другим... До тех пор пока они будут слепо подчиняться непогрешимому папе, который хранит у себя на поясе ключи от их совести... я думаю, веротерпимость по отношению к ним недопустима».

Таким образом, дискриминация порождена не теологическими аргументами, а соображениями прагматического свойства, в которых соединились политические интересы и свобода веры. Почему католиков лишают равноправия? Потому что их подозревают в том, что они в своем роде служат двум господам, смешивая то, что отводится кесарю, с тем, что полагается Богу (или папе, представителю Бога на земле). Следует заметить, что Локк написал это в то же время, когда Исаак Ньютон опубликовал «Математические принципы натуральной философии», свою фундаментальную работу, в которой огласил закон всемирного тяготения, а Бернар де Фонтенель - «Историю оракулов», обличающую всякую форму религиозных предрассудков. Весь этот корпус сочинений пронизан духом времени, и в них можно углядеть первые проблески великого движения, кульминацией которого станет революция 1789 года. Именно в Париже, на развалинах Бастилии, признание свободы вероисповедания пойдет дальше того, что было достигнуто в остальной Европе. Вольтер увидит в этом основополагающий момент для развития свободного общества.

Логическое следствие изложенного Локком постулата можно резюмировать следующими словами: «Законы защищают не правоту мнений, а безопасность и неприкосновенность достояния каждого гражданина и всего общества в целом». Но есть и другие концепции, сторонники которых склонны считать, что индивид обретает себя в полной мере только в духе свободы. Таким романтикам государство видится как органическая общность народа, подлинный субъект общественной жизни и истории.

Позже эту мысль развивал Гегель, когда писал об «объективном духе», охватывающем сферу социальной жизни и проявляющемся через различные связи и отношения людей. Идеальное государство Гегель рассматривал как высшую ступень развития свободы.

Вернемся, однако, в Англию. Англия - консервативная страна, ни фашизм, ни коммунизм не завоевали там особенной популярности. Столкновения, вызванные событиями 1688 года, были первым проявлением извечного конфликта между гражданином и государством, между центральной властью и свободой отдельной личности. В каждом человеческом обществе этот конфликт всякий раз проявлялся в формах, диктуемых временем. То, что произошло в дни «Славной революции», остается близким и понятным и человеку сегодняшнего дня.

Последний раз на теоретическом уровне этот вопрос поднимался в 1968 году. А если иметь в виду социальный кризис во Франции, вылившийся в массовые беспорядки, то можно сказать и о практических попытках его решения. По прошествии стольких лет после тех событий можно выделить две фигуры, воплощающие в себе две диаметрально противоположные позиции: Карла Поппера и Герберта Маркузе.

Доктрину Карла Поппера, теоретика «открытого общества» и несомненного поклонника «Славной революции», великолепно резюмируют слова его итальянского экзегета Дарио Антисери:

«Открытое общество - это правовое состояние, характерное для наших западных демократических обществ. Открытое общество открыто различным философским и религиозным мировоззрениям, различным ценностям, различным партиям; это общество, открытое максимальному числу идей и идеалов, разнообразных и порой противоположных друг другу. Открытое общество закрыто только для нетерпимости и насилия». Слышится далекое эхо локковского духа... Поппер был сильным полемистом, готовым опровергнуть то, что, как ему казалось, предает дух философии и истины. Он любил цитировать следующие слова Канта, разделяя его мысль:

«Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения».

Так писал Кант, выражая идею самоосвобождения через познание, и Поппер с энтузиазмом воспринимал это.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Северное сияние: шотландское Просвещение
  • «Биль о правах» и «Акт о престолонаследии»
  • Религия в Лондоне 17 века
  • Три британских философа XX века
  • Английская интеллигенция в период французской буржуазной революции
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________