Лондон в истории Великобритании - Часть 1

Лондон в истории Великобритании - Часть 1

Лондон в истории Великобритании - Часть 1Угнетение и эксплуатация - сильные слова и вместе с тем сильно затасканные. Но именно они описывают отношения, несколько столетий связывавшие Великобританию и Индию. В последний день 1599 года королева Елизавета I подписала первый концессионный договор Ост-Индской компании по эксплуатации Восточной Индии (то есть собственно Индии). В то время как в Западной Индии (по определению тех времен - Северной и Южной Америке) цель англичан состояла в том, чтобы поколебать главенство испанцев в перевозке золота, на другом конце света речь шла о том, чтобы нарушить монополию голландцев в торговле перцем и другими специями, без которых в эпоху, не знавшую замораживания продуктов, трудно было обойтись. Частная торговая компания будет хозяйничать на субконтиненте, насчитывающем двести пятьдесят миллионов жителей, культурные и духовные традиции которых по меньшей мере не уступали традициям европейских пришельцев, на протяжении двух с половиной веков.

В XIX веке, ознаменовавшемся пробуждением национальных движений в Европе и за ее пределами, Индия тоже не осталась в стороне. В 1857 году сипаи, солдаты колониальных войск Бенгалии, восстали против английских офицеров; мятеж распространялся все шире, и наконец повстанцы вступили в Дели. Этот сигнал тревоги не прошел незамеченным. В августе 1858 года королева Виктория подписала Акт об управлении Индией, по которому все ее территории перешли под прямую юрисдикцию короны. В 1876 году Виктория приняла титул «Императрица Индии». Создается особое министерство, страной управляет вице-король, подотчетный непосредственно правительству в Лондоне. С этого момента Индия становится настоящей жемчужиной короны, являясь самой крупной и густонаселенной и самой доходной колонией британцев.

Новый порядок просуществует примерно столетие. Официальная дата рождения независимой Индии, провозглашенной доминионом в рамках Содружества и поделенной на два государства - Индийский Союз и Пакистан, - 15 августа 1947 года.

XIX век был полон трений, подавленных восстаний, даже зверств, что нашло свое отражение в литературе. Среди тех, кто запечатлел непростые отношения на субконтиненте, - Редьярд Киплинг, рожденный в Индии и ставший певцом превосходства британцев над безымянными массами местного населения, людьми «низшей расы». Долг «избранной расы» - приобщать к цивилизации отсталые народы, пусть и против их воли, потому что таково «бремя белого человека». Но был и Эдвард Морган Форстер, поведавший в своей «Поездке в Индию» о невозможности подлинного контакта между народами, когда культурная дистанция засорена непониманием и предрассудками, а главное, презрением, которое одни питают к другим. «Мы существуем не сами по себе, а лишь такими, какими нас видит другие», - заявляет один из героев книги.

На мой взгляд, XIX век прежде всего прошел под знаком Ганди. «Маленький человек» родился 2 октября 1869 года в Западной Индии, в семье, принадлежащей к касте торговцев банья, третьей в индийской кастовой системе после жрецов и воинов. В тринадцать лет он женился на девушке-ровеснице, к которой сохранит привязанность всю свою жизнь, даже после того, как в 1906 году, в возрасте тридцати семи лет, с согласия жены даст обет целомудрия.

По окончании лицея Ганди отправился в Англию изучать право, стал адвокатом, после чего - и без особого успеха - вел адвокатскую практику в Бомбее вплоть до перевода в Южную Африку. Он должен был проработать юридическим консультантом гуджаратской торговой компании всего один год, но задержался в Африке на целых двадцать лет, и не просто задержался, а завоевал широкую популярность как политический деятель.

Безобразный пример расистского отношения задел его чувство справедливости в первый же день по прибытии в колонию. Его вышвырнули из купе первого класса, несмотря на купленный им билет, - только за то, что он индиец.

Ганди двадцать четыре года, и он не намерен терпеть оскорбления. Объединив всех индийцев Претории, он заставляет власти принести извинения и гарантировать, что подобные эпизоды впредь не повторятся.

В Южной Африке Ганди стал известным и богатым адвокатом, но также (и это главное) лидером движения против расовой дискриминации. Он основал газету «Indian Opinion» и в 1906 году, в возрасте тридцати семи лет, выдвинул свою знаменитую концепцию ненасильственного сопротивления - сатъяграха. В буквальном переводе с санскрита сатъяграха означает «ненасилие», а если еще точнее - «упорство в истине». Специалисты, однако, утверждают, что значение у этого слова более глубокое и охватывает такие понятия, как «сила истины» и «суть духа»; одна только его аура позволяет узреть новый свет в человеческих отношениях, указывает на моральную альтернативу угнетению и эксплуатации.

Восемнадцатого июля 1914 года Ганди выехал из Южной Африки в Англию. Это были дни, когда Европа стояла на пороге войны. И вот война разразилась. В Лондоне Ганди призывает живущих на острове соотечественников записываться в британскую армию. В январе 1915 года он возвращается в Индию. Его личную позицию на тот момент можно обрисовать так: верный подданный Империи с обостренным чувством справедливости. Но в Индии он очень скоро столкнется с теми английскими законами, которые можно объяснить или политической близорукостью, или необоснованным желанием англичан вести себя как хозяева в стране, где их считают узурпаторами.

И Киплинг, и Форстер, занимая противоположные позиции, прекрасно показали, каковы были отношения между английскими колонизаторами и местным населением, показали они и царившие среди тех и других настроения. Для стремившегося к карьере индийца единственный дозволенный путь предполагал кроткое, до сервилизма, поведение в отношении господствующей нации. Тот же Уильям Ширер, американец, один из биографов Ганди, рассказывал, что как-то на балу он с характерной для янки непринужденностью пригласил пройтись в танце местную девушку, с которой только что познакомился. Девушка была студенткой медицинского факультета и на бал пришла вместе с родителями. Он сделал учтивый жест, не более. Но на следующий день, пишет Ширер, «некоторые английские знакомые позвали меня, чтобы сказать, что „так не делают" и что мне нужно научиться вести себя подобающим образом».

Ситуацию усугубляли многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить «язычников» в истинную веру. И индуисты, и мусульмане одинаково страдали от навязчивой пропаганды, полагая ее тем более тяжким бременем (и даже оскорблением), что их отказ мог повлечь за собой неприятные последствия.

С другой стороны, для англичанина карьера в индийской гражданской администрации открывала широкие перспективы. Университеты Туманного Альбиона поставляли в колонии отличные кадры, налаживающие структуру управления, распространяющие употребление английского языка. Двумястами пятьюдесятью миллионами индийцев управляли несколько тысяч чиновников, не более десяти тысяч офицеров и около шестидесяти тысяч специалистов. Добавить сюда двести тысяч солдат из местного населения (сипаи), которые часто обеспечивали правопорядок (по приказу, разумеется), и можно вообразить, какие среди них царили настроения.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Английское управление Индией: от Ост-Индской компании к государственному ко ...
  • Английские военные компании - Часть 2
  • Британская Индия
  • Английский "ториентализм"
  • Ошибки английского миссионерства в Индии
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________