Генрих и Карл Маркс в Лондоне

Генрих и Карл Маркс в Лондоне

Генрих и Карл Маркс в ЛондонеВ десять часов утра 19 июня 1843 года двадцатипятилетний Карл Маркс, доктор философии, сочетался браком с фройляйн Иоганной Бертой Жюли Женни фон Вестфален, двадцати девяти лет, «без профессии». От помолвки до свадьбы прошло целых семь лет: семье Женни, без сомнения, не хотелось, чтобы столь высокородная особа выходила замуж за нищего еврея, горячую голову без определенного рода занятий. Женни - девушка умная, романтичная, первая красавица Трира, за ней ухаживали самые завидные женихи, которых она все же отвергла, поскольку с детства была влюблена в Карла. Известно, что симпатии, родившиеся за школьной партой или в детских играх, редко выдерживают испытания зрелостью и жизнью, но в данном случае их ожидал брак продолжительностью в сорок лет - поистине, что называется, «любовь до гроба»...

Женни, которая имела возможность жить в достатке, составив блестящую партию, организовать - с ее то задатками! - свое дело, предпочла бороться с нищетой рядом с человеком нежнейшей души, хотя и с невероятно тяжелым характером, ведя существование, как написал Карл в одном из писем, «вечно в слезах», в тени могучей фигуры мужа.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в час тридцать пополуночи в родительском доме на Брюкенштрассе в Трире. Юность у него была романтическая и в определенных границах вольная: официально он изучал право в Бонне, затем в Берлине, в действительности же писал стихи, проводил вечера в тавернах, где пил, играл, бросал и принимал вызовы на дуэль, а главное, пускался в бесконечные философские дискуссии.

Как-то он провел ночь в тюремной камере за нарушение общественного порядка, студент из корпорации «Боруссия»в стычке поставил ему отметину над левым глазом. У него были связи с женщинами, в том числе продажными, а ведь он с таким жаром прощался при расставании с Женни... Смуглый, с пышной растительностью на голове, можно даже сказать косматый, он отпустил густую бороду, черную, как и шевелюра. Эта борода станет неотъемлемой частью его облика и присутствует на всех портретах, включая бронзовый бюст на могиле. «Черный олень» - нежно окрестит его Женни, но прозвище, которое на всю жизнь закрепится за ним, - это Мавр.

Из Берлина Карл в духе романтических обычаев эпохи посылал Женни свои стихотворные сборники; первый носит название «Книга любви», второй - «Книга песен». Оба сборника имеют одинаковое посвящение: «Моей дорогой и всегда любимой Женни фон Вестфален». Сестра напишет ему о том, что «как раз вчера приходила к нам Женни и, получив твои стихи, пролила слезы радости и боли». Карл, со своим угрюмым складом характера, будет любить ее как умеет. В 1856 году, когда ему уже было тридцать восемь, после рождения шестерых детей, он все еще был способен написать ей в момент разлуки:

«Моя любовь к тебе есть то, что вновь и вновь делает меня мужчиной. Не фейербахова любовь к человеку, не любовь к пролетариату, но любовь к любимому существу, то есть к тебе, снова делает из меня мужчину».

В Берлине Карл манкирует лекции по праву, которые должен был посещать, зато он активнейший участник дискуссий. Он становится членом молодежного кружка «Докторклаб», собирающегося в кафе «Гиппель», чтобы обсуждать философию Гегеля, умершего в 1831 году, но все еще тревожащего умы. Маркс продолжает считать Гегеля своим духовным отцом; имея живой темперамент, он с жаром отстаивает свои идеи и высмеивает идеи оппонентов (и продолжит делать это всю жизнь); он невыносимо дымит сигарами, спорит о Боге и о человечестве. Большая часть этих пылких молодых людей декларирует себя атеистами; один из друзей Маркса, Бруно Бауэр, доцент теологии, называет Евангелия «посредственными творениями мастеровых».

Обеспокоенный поведением сына, Генрих Маркс пишет Карлу, прося его обуздать язык и вести более умеренный образ жизни, найти место «земным чувствам. Но пусть они будут нежными».

Отец Карла считался одним из самых известных адвокатов Трира. Его настоящее имя - Гиршель Галеви Маркс, он происходил из старинной раввинской семьи. Юный Гиршель хотел посвятить себя юриспруденции, пользуясь тем фактом, что после введения в Рейнланде Кодекса Наполеона евреям доступ к свободным профессиям больше не был закрыт. Однако случилось так, что с последовавшей в 1815 году Реставрацией либерализм наполеоновского времени претерпел ограничения. В крайне почтительном письме прусскому президенту Гиршель просит разрешения заниматься адвокатской практикой, несмотря на то что он еврей. Однако по декрету рейнского Высшего суда прошение было отклонено, так что Гиршель встал перед дилеммой: отречься или от своей веры, или от профессии. Его брат Самуэль - раввин в Трире, его жена Генриетта Прессбург - дочь голландского раввина: перед Гиршелем Галеви стоял непростой выбор.

В конце концов он выбирает профессию и летом 1816 года, за два года до рождения Карла, принимает лютеранство, став Генрихом Марксом. Можем ли мы интерпретировать это «предательство» как признак натуры, которой принятие важных решений диктуют амбиции или соображения выгоды? Вероятно, в поступке Гиршеля - Генриха сыграл роль его прагматизм. Но не исключено и то, что речь идет о принципиальном выборе. Генрих был далек от религиозной и обрядовой стороны иудаизма, кроме того, он питал склонность к либерализму и был сторонником модернизации. Говорят, он даже пел «Марсельезу» в кругу близких, за что его взяла на заметку полиция. Как бы то ни было, обращение в христианство принесло ему некоторые выгоды, в том числе назначение королевским советником юстиции Пруссии.

Раз уж мы затронули эту тему, имеет смысл коснуться известного вопроса о том, был ли Маркс евреем-антисемитом, как позволяют предполагать некоторые отрывки из его работы «К еврейскому вопросу». Например, там написано: «Каково мирское основание иудаизма? Практические нужды, эгоизм. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской Бог? Деньги».

Возможно, что Маркс, полемизируя с Бруно Бауэром, просто повторил, со свойственной ему брутальностью, самые избитые истины про евреев. Возможно, он намеревался развить свою мысль: подобные обвинения не прекратятся, пока евреям не будет позволено занимать все государственные должности, включая политические. В любом случае, Маркс не был образцовым евреем, игнорировал предписания веры и не уделял слишком много внимания своему еврейству. Его целью было освободить человечество от всех религий, начиная с христианства, поскольку он считал их инструментом социального угнетения.

В возрасте двадцати трех лет, 15 апреля 1841 года, Маркс защищает диплом по философии в Йене. Для защиты он вынужден был сменить учебное заведение, опасаясь, что Фридрих Вильгельм фон Шеллинг, доцент Берлинского университета из старой гвардии антигегельянцев, разгромит его работу, посвященную сопоставлению учений Демокрита и Эпикура.

Маркс ставил целью доказать, что теология должна отступить перед мудростью философии. На первой странице его диплома есть такие слова:

«Философия, пока хоть капля крови пульсирует в ее абсолютно свободном, повелевающем миром сердце, всегда будет кричать своим противникам вместе с Эпикуром: „Нечестив не тот, кто опровергает богов толпы, но тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах"».

В приложении он полемически добавляет:

«Настало время возвестить лучшей части человечества о свободе духа и перестать терпеть, что оно оплакивает утрату своих цепей».

Эта фраза семь лет спустя прозвучит еще раз в заключительной части самого гениального из когда-либо написанных политических манифестов.

В Париже, в 1844 году, Маркс познакомился с высоким худощавым человеком, который станет его другом и благодетелем на всю жизнь, - это Фридрих Энгельс, большой сердцеед, из состоятельной семьи, мыслитель менее сильный и творческий, нежели сам Маркс, но, возможно, более методичный. Его отец владел несколькими текстильными фабриками, в том числе в Манчестере. Именно в Манчестере Маркс впервые имел возможность воочию наблюдать условия работы пролетариата. Подписи обоих стоят под «Манифестом Коммунистической партии», вероятно, самым читаемым политическим документом в истории человечества, название которого вводит в заблуждение, поскольку в момент выхода «Манифеста» коммунистической партии в собственном смысле слова еще не существовало.

В 1847 году Европу поразил глубокий финансовый кризис, предвестник волнений грядущего года. Первая редакция документа была составлена Энгельсом как катехизис, в форме вопросов и ответов. В конце года Маркс и Энгельс направились в Лондон, чтобы принять участие во II конгрессе Союза коммунистов, который проходил в помещении культурной ассоциации немецких рабочих на Грейт-Виндмилл-стрит в Сохо (квартира на втором этаже над пабом «Red Lion»). Конгресс продлился десять дней - десять дней нескончаемых дискуссий, в которых ораторский гений Маркса, его сила логики и умение отстаивать свои позиции обеспечили ему главенствующую роль, - и завершился одобрением устава, в котором намечается цель: «Свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества, основание нового общества, без классов и без частной собственности».

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Политическое британское устройство - Часть 1
  • Маркс и Энгельс в Лондоне
  • Лондон и промышленная революция
  • Маркс и Энгельс в Лондоне - Часть 1
  • Политическое британское устройство - Часть 2
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________