Хогарт в Лондоне

Хогарт в Лондоне

Хогарт в ЛондонеВернемся к Хогарту. Освоив граверное дело, он начинает посещать академию придворного художника сэра Джеймса Торнхилла (1675—1734). Уильям предприимчив, а круг художника — отличный трамплин для старта. Хогарт с легкостью маневрирует в сложном мире человеческих отношений. Ему помогает его очевидный талант, но никак не скромное происхождение, которое скорее создает определенные препятствия. Решающими станут два следующих шага. Первый заключается в том, что в 1729 году Хогарт, к тому времени разменявший четвертый десяток, женился на дочери Торнхилла, не получив на то согласия со стороны ее семьи. Невесте, ее звали Джейн, было всего девятнадцать лет. Второй шаг — он близко сошелся с принцем Уэльским, и тот принял его в свою масонскую ложу. Я не хочу сказать, что эти действия были расчетливо спланированы или что Хогартом двигал один лишь расчет. Возможно, он питал неподдельное чувство к Джейн, столь милой и свежей, и во имя этой любви готов был пренебречь гневом ее отца. Не исключено и то, что к масонству его сподвигла искренняя любовь к человечеству. Разве не случилось то же самое, всего лишь несколькими годами позже, с юным Моцартом? В случае с нашим героем имеют значение не столько руководившие им мотивы, сколько выверенность действий, потому что успех карьеры буржуа зависит также и от правильного выбора момента.

К тому же отцовский гнев длился лишь несколько месяцев, и вскоре, при содействии матери Джейн, последовало примирение, к вящему удовлетворению сторон. Хватило того, что сообразительная миссис Торнхилл выставила шесть полотен цикла «Карьера куртизанки» в столовой. Сэр Джеймс внимательно изучил картины, осведомился, кто автор, и, узнав, что речь идет о зяте, одобрительно, хотя и не без язвительной нотки, воскликнул:

— Великолепно, человек, которые пишет полотна, подобные этим, может и содержать жену без приданого. Очень скоро свекор и зять стали работать вместе. В чем суть цикла «Карьера куртизанки»? Сам Хогарт в своей автобиографии говорит о нем так:

«Я начал создавать картины и гравюры на моральные темы — область, которая еще не была исследована ни в одной стране; способ построения сюжета был аналогичен сценическому».

Утверждение смелое, хотя и не совсем точное. Хогарт обошел вниманием тот факт, что до него в этой области уже работал Питер Брейгель. Как бы то ни было, на шести полотнах цикла рассказывается, как в романе или драматическом спектакле (позднее картины действительно вдохновили некоторых режиссеров на постановки), поучительная история девушки, которая приехала в Лондон из провинции и была завербована сводней, сделавшей из нее проститутку. Финал предсказуем: неуклонное падение вплоть до ареста и смерти. Самый что ни на есть роман или, если угодно, сюжет в духе итальянского неореализма.

Выражение «читать картину» часто используется метафорически, в значении разбирать составляющие в плане композиции, фигур, деталей, техники. В случае с Хогартом это выражение следует понимать в прямом смысле. Не только знаменитые циклы Хогарта, но и отдельные его полотна можно «листать» как страницы книги. Вне всякого сомнения, Хогарт вдохновлялся описательной точностью фламандской живописи, но речь не об этом. Художник сумел перенести на холст события своей эпохи, ее атмосферу. Это его «репортерское» умение было столь очевидно, что какое-то время Хогарта пытались записать в иллюстраторы. Он сам отчасти навлек на себя эту сомнительную славу разного рода «маркетинговыми ходами», с помощью которых «продвигал» свою живопись. Вот что он писал:

«Я старался работать с сюжетом как драматург; моя картина — это моя сцена, а актеры — мужчины и женщины, которые своими действиями и жестами разыгрывают пантомиму».

Весьма убедительно выглядит (в этом направлении меня воодушевляют двигаться уроки Марио Праца) проведение параллели между Уильямом Хогартом, основоположником английской живописной традиции, и родоначальником английского романа Генри Филдингом.

«Филдинг, — пишет Прац, — руководствовался теми же принципами, что и Хогарт, более того, он считал для себя творчество художника образцом и ориентиром».

Как известно, Филдинг пришел из театра; когда он начал писать прозу, то уловил, что диалоги, без которых невозможны сценические постановки, внесут разнообразие в монотонность повествования. Именно благодаря этому он сумел мастерски реализовать сюжетные хитросплетения своего шедевра «Том Джонс», романа, полного приключений, неожиданных поворотов и находок, в мгновение ока поворачивающих ход событий.

Филдинг своим «Томом Джонсом» обогатил жанр романа не только диалогами, но и силой интриги. Уже сам подзаголовок вводит нас в тему захватывающего чтения. «История найденыша» — согласитесь, ведь это наводит на определенные мысли. И в самом деле, читатель моментально втягивается в вихрь происшествий, предательств, неблаговидных поступков, которые придают роману особую остроту и вместе с тем оставляют надежду на счастливый финал. Автор с готовностью использует все находки и возможности приключенческой и мелодраматической литературы.

В 1963 году Тони Ричардсон снял фильм, столь же вольно обращающийся с романом, сколь и увлекательный, в немалой степени благодаря великолепной игре Альберта Финни.

В блестящей монографии о Филдинге Элизабет Дженкинс дает яркий портрет общества XVIII века, в котором жили и Филдинг, и Хогарт:

«Эта эпоха была отмечена для большей части населения ужасами повседневной жизни, о которых мы не можем читать без содрогания; доктор Джонсон подсчитал, что за год умирала от голода в одном Лондоне тысяча человек; состояние тюрем было таким, что, сколь бы тяжким ни было преступление осужденного против общества, оно не могло сравниться с чудовищностью преступления, которое общество совершало в отношении него; чудесная песнь из „Оперы нищего", в которой невинная девушка, становящаяся проституткой, сравнивается с цветком, который, будучи выброшен, „гниет, смердит, умирает и топчется ногами", для публики XVIII века не была аллегорией, но самыми настоящими фактами».

Тема проституции (а вернее, проституток), в которой жалость смешивается с живописанием любовных соблазнов, начинает настойчиво пробивать себе дорогу именно в эти годы, а с середины XIX века расцветет в полной мере; непременные ее составляющие — гуманизм, обличение социальных несправедливостей, надежда на спасение и сомнительные радости продажной любви. Напомню, что «Опера нищего», о которой говорит Дженкинс, — это знаменитое произведение, в котором перемежаются разговорная речь и арии, написанный Джоном Геем. Фабула основана на череде плутовских и любовных авантюр. Главный герой Макхит — молодой повеса, любимец женщин, завсегдатай трех мест, где безраздельно властвует беззаконие: борделя, игорного дома и таверны.

Все три заведения мы обнаружим и на полотнах самого знаменитого цикла Хогарта — той самой «Карьеры мота», ради которой я советую вам наведаться в дом-музей сэра Джона Соуна.

В «Опере нищего» политики, аристократы и буржуа сравниваются с проститутками, распутниками, шантажистами и сыщиками; вывод один: все эти люди — одного поля ягода. История имеет счастливый финал, но мораль от этого не становится менее язвительной. Заключительная фраза гласит: «Такое сходство в поведении сильных и слабых мира сего, что трудно решить, кто кому подражает в модных пороках — знатные джентльмены джентльменам с большой дороги или наоборот».

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Влияние Хогарта на английскую живопись
  • Хогарт и Великобритания
  • Неизвестный Хогарт и его роль в Британии
  • Коллекция сэра Джона Соуна - Часть 1
  • Скульптура и живопись Великобритании
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 10/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________