Влияние Хогарта на английскую живопись

Влияние Хогарта на английскую живопись

Влияние Хогарта на английскую живописьБуржуазная природа Уильяма Хогарта порождает, среди прочего, любопытный парадокс. Художник, который в своих картинах так страстно бичует вульгарность и меркантилизм эпохи, сам был большим новатором в области меркантилизма. Он анонсировал свои картины в газетах, открывал подписку для желающих приобрести их, вписывая в объявления слова на грани морализаторства и пропаганды: «Поскольку эти работы была задуманы больше для пользы, нежели для украшения, автор сделал так, чтобы они были по карману тем, кто мог бы быть в них заинтересован». На растиражированную серию «Карьера куртизанки» он сумел найти тысячу двести подписчиков; картины шли по цене одна гинея.

Хогарт пробовал себя и в портретной живописи. Однажды он признался, что «сделал для себя обескураживающее открытие: тот, кто желает обрести успех в портретной живописи, должен обожествлять людей, которых изображает». Но это «открытие» не вписывалось в канву его творчества. Сугубо меркантильный дух Хогарта внушал ему писать портреты с таким реализмом, что он признается: «Мои портреты имеют судьбу, подобную портретам Рембрандта; по мнению некоторых, они раскрывают человеческую природу, другие же находят их гнусными».

Успех цикла под названием «Карьера куртизанки» побудила Хогарта к работе над другим циклом на схожую тему. Если «Куртизанка» состояла из шести частей, то новый цикл насчитывал восемь картин и получил название «Карьера мота» — речь идет о тех самых восьми полотнах, что хранятся в доме- музее сэра Джона Соуна.

Хогарт работал над этим «романом в картинах» с декабря 1733-го по июнь 1735 года. Как водится, приступив к работе, он поместил объявление в «Country Journal», открыв подписку на эстампы с будущих картин.

На полотнах цикла изображена жизнь молодого человека, Тома Рэквелла, который после смерти отца стал наследником значительного состояния. На первой картине портной снимает с «молодого господина», вероятно только что окончившего учебу в Оксфорде, мерки для траурного платья. Тем временем молодая беременная барышня и ее мать (они стоят в дверях) пытаются напомнить Тому об обязательствах, которые он возложил на себя, став причиной ее «интересного положения». Вторая картина повествует о его жизни в роскоши: наш герой окружен льстецами и приживалами. Необычайно живая третья сцена — в таверне, — не оставляющая сомнений в том, что для Тома началось движение по нисходящей. В следующем эпизоде происходит его арест, и бедняжка беременная тщетно пытается его спасти. Наконец, Том женится, но не на великодушной девушке, а на богатой подслеповатой старухе. Пока беспринципный священник благословляет их союз, Том примечает молодую служанку жены. Разжившись деньгами, неисправимый Том отправляется в игорный дом, где его обчищают до нитки, и он попадает в тюремную камеру (седьмой эпизод). Навестить его приходят и жена-старуха, что-то кричащая ему в уши, и беременная девушка, уже совсем отчаявшаяся. Финал — дом для умалишенных (последний эпизод) ; Том лежит полуголый на полу, окруженный безумцами, мечущимися вокруг него в бессмысленных или похабных позах.

Помимо очевидных морализаторских устремлений, в этой серии поражает репортерская точность деталей каждой из сцен: интерьеры, одежда, фигуры дальнего плана, параллельные основному действию. Именно это обилие нарративного материала столь сближает картины Хогарта с романами его друзей-писателей. Впрочем, еще со времен работы над «Карьерой куртизанки» художник ясно осознавал свои художественные принципы:

«Я подумал, что благоговением перед „историческим" стилем как писатели, так и живописцы совершенно обошли вниманием ту тематику, которую можно расценивать на грани между высоким и гротескным. Поэтому я поставил себе целью создавать живописные полотна, подобные театральным постановкам, и надеюсь, что их будут оценивать той же меркой и критиковать по тем же критериям».

События, подобные изображенным у Хогарта, воссоздают в своих произведениях Дефо, Ричардсон, Филдинг, Стерн — основоположники буржуазной прозы. Просматривается почти журналистский пыл в той энергии, с которой и художник, и упомянутые писатели анализируют самые разные реалии общества и его представителей: тут и политики и судьи, и богачи и нищие, и священники и певички, и сумасшедшие дома и таверны, и петушиные бои и ярмарки, дамы-компаньонки, франты, преступники, проститутки...

Хогарт — первый английский художник, написавший портрет настоящей преступницы. Речь идет о проницательном наброске Сары Малкольм, сделанном по просьбе писателя Хо- расаУолпола, автора «Замка Отранто». Для наброска с натуры в тюрьму Ньюгейт Уильяма провел тесть Торнхилл. В день, когда была казнена эта женщина, газета «The Daily Advertiser» цинично писала:

«В прошлый понедельник талантливый м-р Хогарт посетил заключенную и выполнил пером очень близкий к оригиналу портрет, так что особые приметы этой весьма неординарной женщины могут узнать и те, кто уже не сможет увидеть ее вживую».

Когда другой преступник по имени Джек Шеппард был пойман после попытки к бегству, десятки людей направились в тюрьму, чтобы посмотреть на осужденного, вновь запертого в камере. Очень хорошо расходились эстампы (один из них — сделанный тестем Хогарта), изображавшие приговоренного, закованного в тяжелые цепи. В случае с лордом Ловатом, вздернутым на виселице за участие в мятеже, Хогарт поспешил на место, чтобы запечатлеть его первым. Он выполнил удивительно выразительный эстамп, который с успехом продавался по цене один шиллинг за копию, принося автору по двенадцать фунтов в день в течение нескольких недель. Хогарт был художником, живописцем, но по духу ничто не отличает его от некоторых современных фоторепортеров, обожающих подобного рода события и персонажей.

В своих циклах Хогарт изображает распутных антигероев до невероятия правдоподобно. Движут им, несомненно, гуманистические и воспитательные мотивы, но от этого порок не теряет притягательной силы для изучающего его вблизи «добродетельного» человека. Дефо ведет себя аналогичным образом, скажем, со своей Молль Флендерс: он пишет с позиций внимательного аналитика, но вместе с тем в его повествовании звучат нотки восхищения. Правдоподобие и того и другого черпается из жизни. Хогарт, например, остался глубоко поражен одной мрачной сценой, виденной им в притоне, где проститутка плюнула вином в лицо «конкурентки»; Дефо долгое время в роли журналиста посещал английские тюрьмы. Среда и персонажи, вынесенные из такого опыта, затем детально выписывались на холсте или на страницах книги.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Хогарт в Лондоне
  • Хогарт и Великобритания
  • Скульптура и живопись Великобритании
  • Коллекция сэра Джона Соуна - Часть 1
  • Неизвестный Хогарт и его роль в Британии
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________