Хогарт и Великобритания

Хогарт и Великобритания

Хогарт и ВеликобританияПо случаю приема в ознаменование высадки Вильгельма III художник подает идею и соответствующий проект «публичной выставки картин» — инициатива, в Англии еще неизвестная, но со временем она превратится в традицию в Европе и во всем мире. Еще один шаг: в 1750 году Хогарт устроил лотерею, главным призом в которой была его собственная картина «Выступление войск в Финчли».

Многочисленные инициативы приносят неплохой доход. Буржуа Хогарту недавно стукнуло пятьдесят, и он может позволить себе приобрести чудесное имение в Чизвике, близ Темзы. В конце 1753 года художник опубликовал «Анализ красоты», теоретический трактат, в котором излагает и анализирует свою эстетическую концепцию, делая акцент на преимуществах «спиралевидной кривой». Через четыре года он будет назначен художником-хранителем собрания живописи Его Величества. Хогарт на пике своей карьеры и, как всегда бывает с людьми, достигшими подобных высот, окружен друзьями, льстецами, врагами... В числе первых значится Дэвид Гаррик, великий актер, комедиограф, импресарио, человек, реформировавший и обновлявший сценическое искусство в том же направлении, в каком модернизировали живопись и литературу художники и писатели.

Гаррик выступал на сцене более двадцати лет, сыграв множество драматических и комедийных ролей. Я всегда представлял его, не знаю уж, насколько справедливо, человеком разносторонним, неоднозначным, деятельным, немного хвастливым, очень даровитым, как наш Витторио Гассман. Именно он создал современное сценическое пространство, то есть собственно сцену, имеющую четкие границы, взамен сцены елизаветинского театра, которая выглядела скорее как длинный помост, открытый с трех сторон. Он же ввел в обиход живописные задники, на фоне которых разворачивалось действие, придавая ему тем самым большее правдоподобие; со временем они перерастут в современные декорации. Наконец, именно Гаррик окончательно утвердил Шекспира на британской сцене: «Ричард III» был его первым большим успехом, а «Король Лир» — непревзойденным шедевром.

Второго июля 1763 года в «Sant James's Chronicle» появляется сообщение о том, что Уильям Хогарт, переживший апоплексический удар, находится в тяжелом состоянии. Это было не совсем верно, и художник ответит язвительной гравюрой. Но и истина была близка. Художник и в самом деле плохо себя чувствовал и в августе следующего года написал завещание, распределив свое имущество между родственниками. Буржуа до мозга костей, он и в этом поведет себя соответственно правилам своего класса.

В октябре, в связи с ухудшением состояния, он переезжает из Чизвика в Лондон, в свой дом на Лестер-филдс. Тут у него начинаются сильные приступы рвоты, и он умирает. На календаре 26 октября 1764 года, ему было шестьдесят семь лет: requiescat.

В жизни Хогарта не было громких событий, как не было их и в жизни британского королевства после треволнений и крови предшествующего столетия. Началась эпоха, в которую противоречия и скандалы в основном вертятся вокруг денег или альковов и вызывают скорее шумиху в прессе, нежели борьбу на баррикадах. В этом плане художник тоже зеркало своего времени. Во второй половине XVIII века английская буржуазия, кажется, исчерпала тот могучий импульс, основанный на смеси идеалов и прагматизма, который позволил ей занять позиции господствующего класса, потеснив аристократию. Это годы, когда она упрочивает достигнутое положение, годы, когда появляется книга, которая будет руководить ее действиями наравне с Библией: «Богатство народов» Адама Смита, новое евангелие либерального общества. В эти годы рождаются журналистика, сатира и политическая публицистика, наряду с прочным здравым смыслом, аккуратным ведением дел, религией прибыли как знака и подтверждения благоволения небес. С 1688 года уже не двор, а парламент является средоточием жизни страны. Взрывы, волнения, потребность в новом социальном и политическом балансе — все это уходит на континент, где в полной мере проявляется в июле 1789 года в Париже.

В жизни Хогарта не было никакого героизма, лишь медленное, но верное восхождение к процветанию. В этом художник не отличался от деловых людей и высоких чиновников, которые, умеренные или непримиримые, близорукие или дальновидные, милосердные или безжалостные, — все без остатка вкладывали свой талант и волю в карьеру, реализуя в ней и только в ней все амбиции, все мечты о будущем, ограничивая ею свой жизненный горизонт. Лишь с приходом романтизма этот столь тривиальный магический круг снова будет разомкнут.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Влияние Хогарта на английскую живопись
  • Хогарт в Лондоне
  • Две легенды английской театральной сцены XVIII века
  • Скульптура и живопись Великобритании
  • Коллекция сэра Джона Соуна - Часть 1
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________