Участие Англии во Второй мировой войне

Участие Англии во Второй мировой войне

Участие Англии во Второй мировой войнеПо мнению Эдварда Р. Марроу, американского корреспондента, работавшего в Лондоне в те суровые годы, самым главным успехом Черчилля во Второй мировой войне было то, что он «послал на передовую английский язык». Часто повторяемая им формула «We shall never surrender» — «Мы никогда не покоримся» — стала предметом национальной гордости; многие признавались, что стоило произнести или услышать эти слова, как на глаза наворачивались слезы.

В этом есть что-то мистическое, что во главе великих наций в самые драматичные моменты история ставит великих лидеров: в Великобритании — Черчилль, во Франции — Шарль де Голль, в послевоенной Германии — Конрад Аденауэр, в послевоенной Италии — Альчиде Де Гаспери.

Центральный эпизод конфликта, известный под названием «Битва за Англию», начался, возможно, по ошибке, в ночь с 24 на 25 августа 1940 года, когда пилоты немецкого бомбардировщика потеряли ориентацию и, сбросив бомбы практически наугад, угодили в Сити. Город уже подвергался бомбардировкам, но обходилось без попаданий в самый центр. Черчилль воспользовался случаем и приказал нанести ответный воздушный удар по Берлину. В ночь на воскресенье 25 августа восемьдесят один бомбардировщик британских ВВС поднялся в воздух, чтобы атаковать столицу Третьего рейха. До цели добрались менее десятка самолетов, но и этого было достаточно, чтобы повергнуть Гитлера в ярость. На совещании, состоявшемся несколько дней спустя в Голландии, Герман Геринг передал приказ фюрера: все силы люфтваффе бросить на Лондон. Маршал Кессельринг, руководитель 2-го воздушного флота, с энтузиазмом подчинился приказу.

Идея Гитлера, с воодушевлением подхваченная его генералами, заключалась в том, чтобы после месяца атак по разным целям немецкие бомбардировщики сконцентрировались на одном, самом важном объекте — Лондоне, что должно было морально добить противника. С подачи Геринга операция получила название «Логе», по имени бога огня из эпоса о Нибе- лунгах, приказавшего выковать меч Зигфриду. В тот момент никто не увидел (или не захотел увидеть) в этом решении фюрера серьезного стратегического просчета. В 1945 году, оказавшись в плену, Геринг якобы признался, что лично он предпочел бы атаковать британские воздушные базы, но не посмел ослушаться своего хозяина.

Документальных подтверждений этому заявлению не найдено. Однако доподлинно известно, что в день начала операции Геринг, командовавший германскими военно-воздушными силами, находился на мысе Белый Нос во Франции и с удовольствием наблюдал, как на Англию движется смертоносная армада. Более тысячи самолетов, оглушительно гудя моторами, поднимались над континентом, чтобы пересечь Ла-Манш. Очевидцы рассказывали, что они были похожи на огромную грозовую тучу, растянувшуюся почти на две тысячи квадратных километров. Английские радиолокационные станции на основании траектории, зафиксированной береговыми радарами, установили, что бомбардировщики направляются на восток от Лондона. Только после того, как основные силы начали сбрасывать бомбы, диспетчеры ВВС осознали, что целью является сама столица, и бросили в бой все имеющиеся истребители.

Почему Гитлер отдал приказ об этой операции, так и не достигшей, впрочем, своей главной цели — деморализовать противника? В конце тридцатых годов Лондон был крупнейшим городом мира. Если не брать в расчет пригороды, то на его территории проживало до восьми миллионов человек, пятая часть населения страны. Для сравнения скажу, что вторым по численности городом мира после Лондона был Нью-Йорк, насчитывающий примерно семь миллионов жителей. Лондон был не только мегаполисом, но и столицей огромной Империи; через его порт ежегодно проходило больше товаров, чем через любой другой порт планеты. Лондонская биржа, банки, страховые компании управляли капиталами и торговлей во всех частях света. Палата лордов по-прежнему являлась верховным апелляционным судом для всех территорий Империи. С Соединенными Штатами было иначе: вплоть до начала Второй мировой войны безграничная мощь этой державы оставалась замкнутой в границах континента, отделенного от остального мира двумя океанами.

С точки зрения Гитлера, все перечисленное выше давало веские основания к тому, чтобы попытаться сломить город, победа над которым поставила бы на колени не только Англию, но и другие, сопряженные с ней страны. Имелись и сугубо практические соображения. Например, инженеры метрополитена с ужасом признавали, что даже одного попадания бомбы в туннель между Черинг-Кросс и Ватерлоо было бы достаточно, чтобы половину станций затопило водами Темзы. Никто не решился строить предположения, сработают ли поезда в качестве заглушки или их просто смоет волной. Как бы то ни было, в кратчайшие сроки лондонские строители поставили двадцать пять мощных затворов, призванных в случае необходимости перекрыть ток воды. Лишь в сентябре 1944 года взрывом был разрушен один из туннелей, но, к счастью, это не повлекло за собой серьезных последствий.

Первая бомбардировка, 7 сентября 1940 года, была ужасной. Небо превратилось в бурлящий котел, «вертящееся колесо безумного фейерверка, в котором невозможно было отличить наших от чужих», как рассказывал один английский пилот. Каждые двадцать минут на город методично сбрасывались тонны бомб.

Хотя соотношение сил противников трудно измерить одной лишь арифметикой, следует уточнить, что всего в сражении было задействовано 2913 самолетов британских ВВС и 4549 самолетов люфтваффе. Важно также сравнить производительные мощности воюющих сторон. Германия выпускала по сто сорок знаменитых истребителей «Messerschmitt Bf 109» в месяц, но Британия ее опередила, и намного: ежемесячно с конвейера сходило по пятьсот штук не менее прославленных истребителей «Hurricane» и «Spitfire». В конечном счете благодаря этому разрыву, а также человеческому фактору перевес оказался на стороне англичан.

В книге «Битва за Британию» Лен Дейтон приводит драматичное описание воздушной дуэли над Ла-Маншем, сделанное новозеландским летчиком на службе в британских ВВС Элом Диром.

«Вскоре я увидел новую цель. Примерно в трех тысячах метров впереди меня, на той же высоте, фриц заканчивал вираж, чтобы вернуться в бой. Он увидел меня почти сразу и, сделав „бочку", вышел из виража, направляясь в мою сторону. Лобовая атака была неизбежна. Схватившись обеими руками за штурвал, чтобы сохранить курс и попытаться поймать цель, я посмотрел в прицел на быстро приближавшуюся вражескую машину. Мы одновременно открыли огонь, и сразу же град свинца застучал по моему „спитфайру". На мгновение „мессер" показался достаточно отчетливо, его крылья хорошо виднелись в круге моего прицела, но мгновение спустя он был надо мной — страшная тень, заслонившая собой все небо у меня над головой. Затем мы столкнулись».

Мощный удар вырвал штурвал из рук пилота, мотор задымился, винт застопорился, столкновение было столь сильным, что лопасти выгнуло назад. Тогда Дир решился на единственно возможный шаг: с трудом заглушив двигатель, он направил самолет в сторону английского берега, который, к счастью, был не очень далеко. Благодаря редкой сноровке (и везению, конечно) он сумел посадить самолет на поле, вблизи от военной базы в Мэнстоне. Поскольку погнутый «фонарь» не открывался, Дир пробил его кулаками. «Лупил голыми руками, со всей силой отчаяния», — как он сказал.

Выбравшись наружу, летчик отбежал от горящего самолета, в котором начали взрываться баки с горючим и боеприпасы. И тут произошла сцена настолько невероятная, что кажется, будто ее выдумали (а может, и нет), обыгрывая самые заезженные стереотипы об англичанах. Судите сами: парень бежит что есть духу подальше от самолета, и тут из расположенной рядом фермы выходит женщина и спрашивает: «Не хотите ли выпить чашку чаю, сэр?» — «Да, спасибо, — отвечает, задыхаясь, Дир, — но хорошо бы у вас нашлось что-нибудь покрепче».

В тот же вечер Эл Дир, надеявшийся передохнуть хотя бы пару дней, снова вылетел на задание, уже на другом самолете.

Еще одного летчика-аса звали Питер Таунсенд (впоследствии он станет оруженосцем короля). Таунсенд командовал эскадрильей «хурриканов». Однажды ему довелось драться один на один с немецким бомбардировщиком, отставшим от своего звена. В тот день небо было серое от дождя, и летчику приходилось откидывать крышку кабины, чтобы хоть что-то разглядеть. Заметив самолет противника, Таунсенд дал по нему несколько коротких очередей, но бомбардировщик, одетый в прочную броню, продолжил полет, несмотря на пробоины. Типично немецкая предусмотрительность — кроме обшивки из брони, они оснащали свои самолеты резервными механическими узлами, для того чтобы сохранить способность к полету даже в случае прямого попадания.

Улетая, немец последний раз дал залп по самолету Таун- сенда — и попал. Из строя была выведена система охлаждения двигателя. Мотор заглох в сорока километрах от английского берега; Таунсенд прыгнул с парашютом и был спасен капитаном рыбацкого судна, который, увидев парашютиста, вошел в заминированную зону, чтобы подобрать летчика.

Официальной датой начала «Битвы за Англию» считается 24 августа, однако единого мнения о дне фактического начала боевых действий нет. Известно, что «День Орла», как Гитлер окрестил дату первого воздушного налета, был назначен на 5 августа. За четыре недели предстояло полностью уничтожить британскую авиацию; далее должна была последовать операция «Морской лев», в ходе которой предусматривалось форсировать Ла-Манш и высадить на южном побережье Англии 25 дивизий вермахта. Разгром Англии завершил бы триумф Третьего рейха в Европе. Однако 5 августа погода оказалась нелетной: низкая облачность, дожди, грозы... «День Орла» был перенесен на 13-е, хотя сражение тем временем началось.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Битва за Англию
  • Италия и Англия во Второй мировой войне - Часть 1
  • Италия и Англия во Второй мировой войне - Часть 2
  • Вторая мировая и Лондон
  • Бомбежки Лондона во время Второй Мировой Войны
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 10/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________