Британский идеализм - игры разума

Британский идеализм - игры разума

Британский идеализм - игры разумаВ конце XIX - начале XX века британская философия дала сильный уклон в сторону идеализма, философского направления, доминировавшего в Европе столетие назад (возглавляли его немцы - Иммануил Кант и Георг Гегель). Идеалисты утверждали, что предметы, географические и прочие объекты, а также время существуют исключительно в нашем восприятии. Если вы не думаете о них, разве они продолжают существовать? Название «идеализм» появилось как отражение первичности «идей» по отношению к физическим реалиям. Некоторые считали данное учение противоречащим здравому смыслу, даже нечестивым, но в действительности это очень практичная философия, и доказать ее ложность трудно. В числе прочего британский идеализм отвергал утилитаризм. Главным выразителем идеализма был Ф. Г Брэдли. Как и Гегель, он ставил сознание выше материи, утверждая, что объективный мир и все, что он в себе заключает - то, что сам Брэдли называл «абсолютом», — реален лишь в том случае, если воспринимается нашим сознанием; в противном случае реальности со всеми ее составляющими не существует. Свои умозаключения он изложил в труде «Видимость и реальность: Опыт метафизики» (Appearance and Reality: A Metaphysical Essay, 1893). Джон Элис Мак-Таггарт был более радикален в своих воззрениях. В работе «Природа существования» (The Nature of Experience, 1927) он заявляет, что существует одно только сознание, все остальное - время, пространство, творожный пудинг - нереально.

Счастье для большинства: утилитаризм

В своем учении об этике Юм исследовал понятие утилитарности, идею о том, что действия считаются полезными, если они направлены на обеспечение наибольшего блага и счастья для всего общества. В конце XVIII - начале XIX века эта теория получила дальнейшее развитие. Особенно постарались два англичанина - Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль. Бентам считал, что счастье отдельного человека напрямую зависит от счастья всего общества, поэтому в областях политики, экономики и социальных реформ нужно следовать курсом, который удовлетворял бы наибольшее число людей. В сочинении «Введение в принципы морали и законодательства» (Introduction to the Principles of Morals and Legislation, 1789) он утверждал, что верный шаг возможен только после того, как будет определено суммарное количество удовольствий (благ). Теория Милля несколько отличается от учения Бентама. Он полагал, что определяющим критерием при принятии решений должны быть виды удовольствий, а не их суммарное количество. Многие апологеты утилитаризма входили в организованную Бентамом группу «философов-радикалов», которая весьма успешно отстаивала в парламенте необходимость социально-экономических реформ.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Три британских философа XX века
  • Три мыслителя шотландского Просвещения
  • Северное сияние: шотландское Просвещение
  • Экономические теории о работе в Великобритании
  • В поисках нового: британский модернизм
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________