Британия и Ренессанс

Британия и Ренессанс

Британия и РенессансВозрождение в Британии наступило на век позже, чем в Италии, и затронуло главным образом литературу, а не изобразительное искусство. Толчком послужила Реформация: по мере развития отношений человека с Богом творческий потенциал страны анализировал происходящие перемены. Размышляя о своем месте в общественном мироздании, писатели перенимали идеи гуманизма, возрождавшего дух Античности на европейском континенте. Томас Мор эти идеи исследовал в своем прозаическом произведении «Утопия» (Utopia, 1516), но ведущую роль в эпоху Ренессанса играла поэзия. Английские поэты перестают равняться на Чосера, отдавая предпочтение сонету - стихотворной форме из четырнадцати строк, разработанной Петраркой, величайшим литератором итальянского Проторенессанса. Подражая Петрарке, они слагают стихи об идеализированной любви и, сочетая античную традицию с эстетическими требованиями современности, в XVI веке создают новый поэтический язык. В Елизаветинскую и якобитскую эпоху сочинение сонетов не было прерогативой «литераторов». Стихосложение считалось признаком принадлежности к передовым людям эпохи Возрождения, и в поэтическом творчестве упражнялись такие личности, как Уолтер Рэйли и даже сама королева Елизавета. Да и Шекспир был убежден, что признания ему помогут добиться именно стихи, а не пьесы.

Проза в эпоху Ренессанса

Несмотря на то что в период Возрождения проза находилась в тени поэзии, эта эпоха подарила миру несколько видных прозаиков. Они выражали гуманистические идеалы своего времени. Джон Лили написал «Эвфуэс. Анатомия ума» (Euphues, The Anatomy of English Wit, 1578) - манерный трактат-роман о любви, познакомивший Англию с «эвфуизмом». Но наибольший вклад в развитие английской прозы внес Фрэнсис Бэкон. В своих увлекательных «Опытах» (Essays, 1597) он затрагивает все самые насущные темы повседневной жизни и быта, от мести до садоводства, и постоянно ставит под сомнение установленный порядок. Английская проза Возрождения также представлена «учебниками по поведению» для честолюбивых джентльменов, сатирическими памфлетами, в которых высмеивалось духовенство или обрисовывалась жизнь общественного «дна» (мошенников и прочих), и литературой о великих исследователях. Большим достижением стал перевод «Библии короля Якова» (King James Bible, 1611), наконец-то подтвердивший, что не латынь, а английский является литературным языком Британии. Распространение английского языка и отсутствие перевода Библии на лалланс помешало скотсу утвердиться в качестве литературного языка.

Шотландские макары и валлийский Шекспир

Сохранилось очень немного произведений средневековой шотландской литературы. Из них первое по значимости - пространная поэма о короле Роберте Брюсе под названием «Брюс» (The Brus, 1375), сложенная Джоном Барбором. Веком позже не менее достойное произведение вышло из-под пера Гарри Менестреля (он же Гарри Слепой или Генри Менестрель). Это - эпическая поэма «Деяния сэра Уильяма Уоллеса, рыцаря Элдерсли» (The Actes and Deidis of the lllustre and Vallyeant Campioun Schir William Wallace, ок. 1460). Во второй половине XV века при шотландском королевском дворе начинает творить, на шотландском языке, группа профессиональных поэтов, вероятно вдохновленных «Книгой короля» (Kingis Quair, ок. 1424), аллегорической лирической поэмой, авторство которой иногда приписывают Якову I. В Шотландии придворных поэтов называли макарами (makars), в Англии - шотландскими чосерианцами. Слово makar в Шотландии находится в употреблении и по сей день. Теперь это звание присваивается национальным поэтам, которых назначает парламент Шотландии.

В Уэльсе в XII-XIII веках существовала гильдия «поэтов принцев» (Beirdd у Tywysogion), писавших для валлийской знати (и получавших от нее восторженные похвалы). Когда в 1282 году английская корона поглотила уэльские королевства, барды стали писать для своих патронов, воспевая их военную доблесть, хорошие манеры и величие, но также отдавая дань теме любви и сатире. Их называли «поэтами благородных» или У Cywyddwyr (поэты, использовавшие стихотворную форму кивид). Наиболее яркий представитель этой плеяды - Давид ап Гвилим. Вне сомнения, под влиянием французской куртуазной традиции он писал о любви, о природе, вообще о жизни середины XIV века. В стихах Гвилима очень заметно интимное начало. Например, в стихотворении Cywydd у Gal он восхваляет достоинства своего пениса. Валлийцы до сих пор считают его своим собственным предтечей Шекспира.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Шотландские поэты: первые романистки
  • В традициях английского гуманизма: литература эпохи августианцев
  • Британские поэты Первой мировой
  • Британские поэты-метафизики
  • Британский романтизм в литературе
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 1/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________