Британский романтизм в литературе

Британский романтизм в литературе

Британский романтизм в литературеЕсли августианская эпоха рассуждала о порядке, высокой культуре и прогрессе шепотом, то романтизм выражал свое неудовольствие в полный голос. Литература, особенно поэзия, обратилась к чувствам, отражая внутренние противоречия личности, которая оставалась без внимания в недавно сформировавшемся индустриальном обществе. Писатели обрисовывали жизнь как зеркало духовного мира человека, критиковали общество и выступали в защиту простых тружеников. Сорокалетний период после 1790 года стал расцветом британской литературы.

Существовало две волны поэтов-романтиков. Представители обеих изначально находились под влиянием Французской буржуазной революции и ее идей о свободе личности, но вскоре действительность революционных перемен по другую сторону Ла-Манша вызвала у них разочарование. Поэты первой волны ратовали за индивидуализм, за некую воображаемую реальность, существующую независимо от истинного положения вещей, ценили все необычное, загадочное и восхваляли естественное природное начало. Некоторые в своих произведениях использовали язык повседневного бытия. Представители вто¬рого поколения более зло и цинично отзывались о системе общественных устоев, ограничивавших свободу субъективного творчества. Но при этом они выражали надежду на спасение человеческой души и ее способность любить.

Поэты-романтики: первая волна

Уильям Блейк писал светлые стихи, полные ярких символов. Вето первом поэтическом сборнике «Песни Невинности» (Songs of Innocence, 1789) передается радость непосредственного и доверчивого восприятия жизни. Во втором, «Песни Опыта» (Songs of Experience, 1794), светлым эмоциям «Песен Невинности» противостоят скорбные и горькие чувства (только что по¬терпела поражение Французская революция), открывающие другую сторону бытия. В своих более крупных стихотворных произведениях поэт порицал тиранию и восхвалял мистическую свободу человеческого духа. Сегодня Блейка, сына галантерейщика, все превозносят, но при жизни он не получил признания и с трудом зарабатывал на пропитание изготовлением гравюр.

Уильяма Вордсворта больше интересовала простая красота жизни. Он проводит некую неясную параллель между природой и человеческим духом. По его мнению, познать человеку самого себя помогает красота естественного мира - от облаков до цветов. В своем творчестве Вордсворт изображал быт и чувства простолюдинов, используя разговорный язык, как в стихотворении «Старый камберлендский нищий» (OldCumberland Beggar, 1800), что не соответствовало идеалам августианской эпохи.

Сэмюэл Тейлор Колридж. Если Вордсворт воспевал красоту английской природы, то его близкий друг Колридж отдавал предпочтение потустороннему. Он написал немного, но все созданное им - это яркие фантастические произведения. На раннем этапе своей поэтической карьеры он сочинил «Поэму о старом моряке». Сюжет баллады с элементами сверхъестественного повествует о старом морском волке, который убил альбатроса, что повлекло за собой возмездие.

Поэты-романтики: вторая волна

Джордж Гордон, лорд Байрон. Подлинный романтик во всем — и в жизни, и в творчестве, Байрон яростно критиковал недостатки общества. Его герои - мятежные одиночки, индивидуалисты. В мрачном настроении они скитаются по несовершенному миру, преследуемые угрызениями совести за некий таинственный проступок. Первым из таких героев стал Чайльд Гарольд, выведенный в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (Childe Harold's Pilgrimage, 1812-1818). Лучшее произведение Байрона — незавершенная эпическая поэма «Дон Жуан» (Don Juan, 1823), в которой он, рисуя образ знаменитого повесы, гневно высмеивает такие пороки, как лицемерие и алчность. Революционный романтизм Байрона имел мировое значение: особенно ценили его творчество читатели континентальной Европы.

Перси Биши Шелли был самым политизированным из поздних поэтов-романтиков. Он тонко чувствовал социально-политические нюансы своего времени и бунтовал по поводу всего. Семья, религия, монархия и мясо (Шелли был вегетарианцем) - все вызывало у него желчное раздражение. Его исключили из Оксфордского университета за то, что он проповедовал атеизм. В философской поэме «Королева Маб» (Queen Mab, 1813) Шелли выступил против духовенства; сатирическая поэма «Маскарад анархии» (Mask of Anarchy, 1819), явившаяся откликом на манчестерскую резню 1819 года, - это, по сути, призыв к революции.

Джон Ките. Самый чувственный из поэтов-романтиков, писал крупные повествовательные поэтические произведения, изобилующие красками, яркими образами. На основе романтических мотивов Средневековья и Античности Ките исследует понятия любви и прекрасного. В своих одах он говорит о метаморфозах и контрастах жизни - о том, как любовь рождается из боли, жизнь — из смерти, печаль - из радости. «Ода соловью» (Ode to a Nightingale, 1819) и «Гиперион» (Hyperion, 1818-1819) принадлежат к числу шедевров, которые Ките создал за свою трагически короткую поэтическую карьеру.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • В традициях английского гуманизма: литература эпохи августианцев
  • Послевоенная британская поэзия
  • Британские поэты-метафизики
  • Британия и Ренессанс
  • Британская поэзия: Мифология, депрессия и легкая порка
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________