Современный британский кинематограф

Современный британский кинематограф

Современный британский кинематографПоследние четыре десятилетия для британского кинематографа - это сплошь череда взлетов и падений. Ныне он пребывает в относительно добром здравии, хотя тяжелые времена, как правило, более продолжительны, чем некризисные. Британское кино не страдает дефицитом талантов: Эван Макгрегор, Кира Найтли и другие - звезды мировой величины, а такие режиссеры, как Пол Гринграсс и Ридпи Скоп, творят под британским флагом в Голливуде. Однако финансирование - вернее, дефицит финансирования - это постоянная головная боль, усугубляемая недостатками системы рекламы и проката, из-за которых хорошие фильмы могут и не дойти до зрителя.

Семидесятые годы для британского кино стали периодом застоя. В это время наблюдался кризис в Голливуде, что не могло не сказаться на Британии, да и правительство урезало финансирование. В общем, британская киноиндустрия задыхалась. Те редкие фильмы, что все же выходили на широкий экран, преследовала дурная слава. В фильме «Представление» (Performance, 1971) с участием Мика Джаггера в одной из главных ролей режиссер Николас Роуг сочленил триллер с галлюцинаторным мироощущением. Обилие сексуальных сцен, в том числе забавы втроем в ванне, шокировало прокатчиков и публику, но недавно эта кинолента была признана сложным и блестящим произведением. Агрессией и женоненавистничеством пропитаны картины «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1971) и «Убить Картера» (Get Carter, 1971). В Шотландии Билл Дуглас в поте лица трудился над увлекательной автобиографической трилогией, основанной на воспоминаниях о детстве и отрочестве, проведенных в шахтерском городке Нью- крэгхолл. Первым увидел свет фильм «Мое детство» (My Childhood, 1972). Участники группы «Монти Пайтон» решили попробовать свои силы в кинематографе, и, в частности, сняли фильм «Монти Пайтон и Священный Грааль» (Monty Python and the Holy Grail, 1975); этот фильм был принят гораздо лучше, чем дурацкие комедии с сексуальным уклоном того времени - например, киноленты из цикла «Исповеди» (Confessions), в которых засветились ягодицы Робина Аскуита.

Большое кино в Британии оставалось в загоне на протяжении всех 1980-х годов. Телевидение переманило к себе огромную часть кинематографической аудитории, а также прибрало к рукам большую часть киностудий. Самым неблагополучным выдался 1981 год. Тогда было выпущено всего 24 британских фильма, меньше, чем в любой другой год, начиная с 1914-го. Несмотря на столь глубокий кризис, британский кинематограф подарил миру несколько шедевров. Ричард Аттенборо проторил себе путь к «Оскару» историческим фильмом «Ганди» (Gandhi, 1983), рассказывающим о жизни великого индийского политического деятеля. Американская киноакадемия также не обошла своим вниманием «Огненные колесницы» (Chariots of Fire, 1981), волнующее эпическое произведение о событиях Олимпиады 1924 года, которое сегодня вызывает, мягко говоря, усмешку. И пусть 1980-е не были золотым веком в истории британского кинематографа, они взрастили целую плеяду интересных режиссеров. Стивен Фрирз поразил общество своей картиной «Моя прекрасная прачечная» (My Beautiful Laundrette, 1985), в которой поднимаются классово-этнические проблемы и вопросы секса. Билл Форсайт привлек к себе внимание фильмом «Девушка Грегори» (Gregory's Girl, 1981) - забавной лентой о переживаниях подростка. Любопытен фильм Дерека Джармена «Караваджо» (Caravaggio, 1986) - искусно снятая биография знаменитого художника, в которой режиссер-авангардист обрывает все повество-вательные условности самыми очевидными анахронизмами - пишущими машинками и калькуляторами в мастерской живописца XVII века. Питер Гринуэй вызвал интерес чередой фильмов, превращенных в поток омерзительно-прекрасных картин с шокирующе-захватывающими дух образами. В этом плане показательна его лента «Повар, вор, его жена и ее любовник» (The Cook, The Thief, His Wife and Her Lover, 1989) - фантасмагория яств и человеческой плоти.

Другие британские режиссеры более яркий след оставили в Голливуде. Из американских работ британцев следует отметить фильмы «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner, 1982) Ридли Скотта и «Миссисипи в огне» (Mississippi Burning, 1988) Алана Паркера; оба режиссера начинали свою карьеру с постановщиков рекламных роликов на телевидении. Недостаточное финансирование, конкуренция с телевидением душили британское кино, но один жанр благополучно пережил шторм: Джеймс Бонд продолжал делать кассовые сборы, хотя после того, как роль заглавного персонажа перешла к Роджеру Муру, фильмы «бондианы» больше стали походить на самопародию.

В 1990-х годах британский кинематограф стал уверенно выбираться из кризиса, выпуская все больше успешных кинолент. Очень хорошо шли в прокате «костюмные» фильмы производства «Мерчант Айвори продакшнз» (Merchant Ivory Productions; американец Джеймс Айвори выступал в качестве режиссера, а индиец Исмаил Мерчант был продюсером), такие как «Хоуардс-Энд» (Howards-End, 1992) и «Остаток дня» (The Remains of the Day, 1993). Также превосходно поддавались экранизации романы Джейн Остин об интригах в буржуазном обществе. Фильм Энга Ли «Разум и чувства» (Sense and Sensibility, 1995) имел огромный успех в мировом прокате. Но наибольшую прибыль принесла лента «Четыре свадьбы и одни похороны» (Four Weddings and a Funeral, 1994) режиссера Майка Ньюэлла с участием Хью Гранта в роли непутевого англичанина. Затраты на съемки (5 миллионов фунтов) окупились с лихвой: мировые сборы составили 245 миллионов. Следом поднялась небольшая волна комедий, точнее трагикомедий, высмеивающих недостатки британского общества. Юмор в разговорной речи персонажей таких симпатичных фильмов с предсказуемым сюжетом, как «Дело - труба» (Brassed Off, 1996) и «Мужской стриптиз» (The Full Monty, 1997), лишь подчеркивает настроение отчаяния, царящее в определенных социальных слоях населения. Режиссер Дэнни Бойл изображает свое жесткое видение мира низов общества в фильме «На игле» (Trainspotting, 1996) - яркой, забавной, местами сюрреалистичной экранизации романа Ирвина Уэлша об эдинбургских наркоманах. Ну и есть еще великолепные ленты «Бхаджи на пляже» (Bhajion the Beach, 1993) и «Восток есть восток» (East is East, 1999), в которых отражено столкновение разных культур и с едким юмором рассказывается о жизни второго поколения иммигрантов.

Такие фильмы, как «На игле» и «Мужской стриптиз», представляют популярную, удобоваримую сторону социально-критического реализма, который по-прежнему бередит британское кино. После побед «новой волны» этот жанр лет на десять, а то и больше покинул игровое кино, развиваясь только на телевидении, и на большой экран вернулся в 1980-х, в творчестве Майка Ли. Его фильмы, в которых он разрабатывает темы человеческих отношений, обнажают нравственно-социальный упадок и проблемы послевоенного британского общества. Благодаря своему уникальному методу работы, строящемуся на импровизации и использовании личного опыта актеров, он создает подлинно реалистичные картины, наполненные эмоциональной глубиной. Лучшими его фильмами признаны «Тайны и ложь» (Secrets and Lies, 1996) - история о женщине, которая отправляется на поиски своей биологической матери и находит семью, где с ее приходом все переворачивается с ног на голову, и «Вера Дрейк» (Vera Drake, 2004) - кинолента, повествующая о женщине, которая в 1950-х годах занимается нелегальными абортами. Периодически возвращается к жанру социального реализма и Кен Лоуч, прославившийся своей работой «Кес» в 1960-х годах. Таковы его фильмы «Отбросы общества» (Riff Raff, 1990) и «Милые шестнадцать лет» (Sweet Sixteen, 2002). Как и Ли, он редко обеспечивает актеров законченным сценарием, рассчитывая на то, что это позволит усилить непосредственность сюрпризами импровизации. Гари Олдмен, прежде всего известный как голливудский актер, снял фильм по собственному сценарию под названием «Не глотать» (Nil By Mouth, 1997), в основу которого легли воспоминания о его собственном детстве, проведенном в муниципальном доме на юге Лондона. Традицию реалистичного бытописания развил в потрясающем фильме «Это - Англия» (This is England, 2006), рассказывающем о мальчике, который потерял отца в войне за Фолклендские острова и теперь пытается обрести свое «я», Шейн Медоуз.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Кто в Британии ходит в кино и что смотрят британцы?
  • Лучшие британские фильмы: современный кинематограф
  • Опыт британского кинематографа военного времени
  • Первые крупные британские создатели фильмов
  • Британское кино 1960-х: секс и привидения
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________