Театр в Великобритании

Истоки британского театраВозможно, британский театр зарождался вокруг костра, где склонные к пафосности бродячие музыканты с чувством рассказывали все волнующие перипетии поэмы «Беовульф». А может, напротив, их исполнение было бесстрастным. Как знать... Литургические представления, которые разыгрывали начиная с X века, позволяют более точно судить о том, как развивался театр. Монахи превращали ритуал в театральное действо, понимая, что народ лучше усвоит Священное Писание, если его повествование разыграть в лицах.

Подробнее

Репертуар британского театра: основные жанры средневековой драмыМистерия. Пространные пьесы на библейские сюжеты от Сотворения мира до Судного дня, зачастую игравшиеся несколько дней подряд. В каждом английском городе был свой мистериальный цикл: Йоркский (содержит 48 эпизодов), Честерский и Уэйкфилдский сборники дошли до нас почти в первозданном виде. Каждый цех ремесленников играл определенную сцену, обычно как-то связанную с их профессией.

Подробнее

Сценическое британское искусство: возникновение театровВ XVI веке Британия переживала расцвет драматического искусства. Мистерии и моралите быстро вытеснялись драмой светского содержания. Профессиональный театр, который отличала потрясающая творческая изобретательность, стал неотъемлемой частью британской культуры. Когда на сцену вышел Уильям Шекспир, театр достиг своего апогея. Ведущая роль в организации театральных постановок перешла от Церкви к знати.

Подробнее

Шекспир и его театрУильям Шекспир свою карьеру в театре начинал как актер, играя вместе с Ричардом Бербеджем в одной из немногих профессиональных трупп под названием «Слуги лорда-камергера». Как к писателю успех к нему пришел рано: признание принесли стихи. Но, когда ему было 25-26 лет, он переключился на сочинение пьес. Его первым драматургическим творением, вероятно, стала трилогия о Генрихе VI, созданная в 1590-1592 годах.

Подробнее

Два современника ШекспираЕлизаветинская и якобитская эпохи - период расцвета британского театра. Гостиничные дворы и специально построенные для театральных постановок здания, вмещавшие до 3000 человек, собирали толпы народу из разных слоев общества. Аппетит жадных до представлений зрителей удовлетворяли множество драматургов (за свои труды получавшие гроши), которые работали бок о бок с Шекспиром. Из них в памяти народа сохранились два имени.

Подробнее

Кровавый театр БританииС уходом со сцены Шекспира и Джонсона английский театр эпохи Возрождения не зачах. Их более поздний современник, Джон Уэбстер, талантливо развлекал якобитское общество, обожавшее трагедии, кровавыми драмами. Его волнующий шедевр «Герцогиня Амальфи» (The Duchess of Malfi, 1614), в котором титулованную итальянку убивают ее же собственные братья, и сегодня регулярно ставят в театрах.

Подробнее

Реставрация британского театраВ 1660 году Карл II отменил запрет на деятельность театров, введенный в период Республики. На первых порах театральные труппы использовали репертуар эпохи Возрождения, но очень скоро появились новые произведения, заложившие основы драмы периода Реставрации, которая не угаснет после периода правления Карлов и благополучно доживет до первых десятилетий XVIII века. Ее развитие началось с трагедии.

Подробнее

Ирландское влияние: театр XVIII векаВ начале 1700-х годов непристойный смех комедии периода Реставрации вышел из моды (этот процесс подстегнули критика и нравоучения памфлетистов), и британский театр вступил в благочинный век. Были предприняты шаги по пропаганде драматического искусства: в Лондоне увеличилось число театров, появились театры и в провинции. В лице Дэвида Гаррика Британия обрела свою самую знаменитую звезду сцены.

Подробнее

Две легенды английской театральной сцены XVIII векаДэвид Гаррик. Иногда говорят, что он в одиночку возродил театр Шекспира. Гаррик блистал в ролях Ричарда III и Гамлета, иногда сам писал пьесы, осуществил ряд реформ в области костюма, оформления и освещения сцены, делая упор на реалистичность постановки. Для роли Гамлета он изобрел парик «с секретом», на веревочках, так что при появлении тени отца Гамлета у принца Датского волосы «вставали дыбом».

Подробнее

Британский мюзик-холлЛюбовь викторианцев к зрелищам стала причиной зарождения непритязательного кузена театра - мюзик-холла. Этот жанр недалеко ушел от балладной оперы, бурлеска и мелодрамы. Сами мюзик-холлы, распро¬страненные преимущественно в Лондоне, как вид зрелища возникли в пабах, где застолье за дополнительную плату сопровождалось представлениями. Потом для эстрадно-развлекательных программ стали выделять специальные здания.

Подробнее

Современный английский театрОпера, балладная опера и «экстраваганца» (сказочные феерии, популяризированные плодовитым драматургом Джеймсом Планше) - все эти формы сценического искусства привели к развитию оперетты. Непревзойденными мастерами оперетты Викторианской эпохи являются либреттист Уильям Швенк Гилберт и композитор Артур Салливан. По отдельности ни тот, ни другой ничего особенного не создали, но вместе в период с 1876 по 1896 год написали 14 невероятно популярных комических оперет.

Подробнее

Современный британский театр: игра на бисПосле войны на государственные средства был создан Национальный театр (по духу более английский, чем британский). Государство также финансировало театры и театральные труппы за пределами Лондона, а также способствовало развитию сценического искусства путем широкого привлечения местных драматургов и актеров. Первых драматургов, бросивших вызов британской театральной традиции, нарекли «рассерженными молодыми людьми» (Angry young men).

Подробнее

Лучшие из прочих: другие современные британские драматурги, которых нужно знатьДжо Ортон. В 1960-х годах писал провокационные черные комедии о сексе и смерти, из которых выделяются пьесы «Развлекая мистера Слоуна» (Entertaining Mr Shane, 1964) и «Добыча» (Loot, 1965). Ортон погиб в 34 года. Его убил молотком любовник Кеннет Халливелл, с которым он прожил много лет. Кэрил Черчилль. С конца 1950-х годов пишет социальные пьесы о женщинах, об отношениях между полами, об алчности.

Подробнее

Современные британские драматурги, которых нужно знатьДжо Ортон. В 1960-х годах писал провокационные черные комедии о сексе и смерти, из которых выделяются пьесы «Развлекая мистера Слоуна» (Entertaining Mr Shane, 1964) и «Добыча» (Loot, 1965). Ортон погиб в 34 года. Его убил молотком любовник Кеннет Халливелл, с которым он прожил много лет. Кэрил Черчилль. С конца 1950-х годов пишет социальные пьесы о женщинах, об отношениях между полами, об алчности.

Подробнее

Три современных британских драматурга, чьи пьесы достойны вниманияВ современном британском театре режиссеры не менее важны, чем драматурги и актеры. Они сводят воедино все составляющие постановки - костюмы, освещение, трактовку сценария, режиссуру, подбор актеров и т. д. - и посему считаются не только координаторами, но и авторами спектакля. После Второй мировой войны первым представителем режиссерского театра стал Питер Брук.

Подробнее

Современный театр в Шотландии и УэльсеПосле векового раздумья Шотландия в 2006 году наконец-то разродилась собственным Национальным театром. Это своего рода продюсерская компания, у которой нет ни своего здания, ни труппы, но она уже поставила на шотландской сцене более пятидесяти новых спектаклей. Самой успешной, если судить по гастролям за пределами Шотландии, оказалась пьеса «Блэк Уотч» (Black Watch, букв. «Черный дозор», как называют Королевский хайлендский полк; 2006) о войне в Ираке.

Подробнее

Народные британские танцы«Традиционный» британский танец - это и народные танцы, и кейли (ceilidh), и контрданс, и фактически все, что появилось до XX века и исполняется без пачки. В каждом регионе Великобритании - в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии - есть собственные «традиции» и свои особенности: например, танец моррис в Уэльсе исполняют мужчины с вымазанными в черное лицами, а в Ланкашире - в деревянных башмаках.

Подробнее

Британский балетАнгличанин Джон Уивер сыграл важную роль в становлении балетного искусства. В начале XVIII века он ставил на лондонской сцене сюжетные балетные спектакли (ballet d'action), в которых стремился передать чувства и переживания человека посредством движений классического танца. Его нововведение не прижилось. Британский балет остановился в своем развитии и следующие двести лет просто довольствовался заимствованиями у композиторов, хореографов и танцоров континентальной Европы.

Подробнее

Модернистский британский танецВ Британии на волне популярности находятся модернистские танцы. Энергичные, эклектичные, не скованные никакими рамками, они сочетают в себе элементы степа, балета, хип-хопа, бальных, латинских танцев и всех остальных - характерного «национального» стиля не существует. Основы заложил в 1960-1970-х годах Лондонский театр современного танца, выпестовавший таких хореографов, как Ричард Олстон и Шивон Дэвис, которые позднее создали свои собственные труппы, работающие в новаторском стиле.

Подробнее

Современная британская комедияИстоки современной британской комедии лежат в далеком прошлом: классовые различия, секс, «сортирное» чтиво, политика и тщеславие испокон веку служили поводом для смеха. В Средние века огромной популярностью пользовалась буффонада. На рыночных площадях, в домах знати и при монарших дворах регулярно устраивались фарсовые представления, балаганы, выступления жонглеров и клоунов.

Подробнее

Любовь британцев к сатиреБритания, что приятно отметить, никогда не отличалась особо почтительным отношением к сильным мира сего, и сатира - с присущими ей иронией, гротеском и остроумием - была непременной составляющей юмора со времен Драйдена и Хогарта. Современная сатира зародилась на волне «бума сатиры» начала 1960-х. Выходящий раз в две недели сатирический журнал «Прайвит ай» (Private Eye - букв. «Тайное око»), которому и сегодня приходится отбиваться от судебных исков по обвинению в клевете.

Подробнее