Современный британский театр: игра на бис

Современный британский театр: игра на бис

Современный британский театр: игра на бисГерои из народа

После войны на государственные средства был создан Национальный театр (по духу более английский, чем британский). Государство также финансировало театры и театральные труппы за пределами Лондона, а также способствовало развитию сценического искусства путем широкого привлечения местных драматургов и актеров. Первых драматургов, бросивших вызов британской театральной традиции, нарекли «рассерженными молодыми людьми» (Angry young men). В 1956 году Джон Осборн написал пьесу «Оглянись во гневе» (look Back in Anger), впервые в лице ее главного персонажа, Джимми Портера, выведя на сцену британского театра, в так называемой «драме на кухне», героев из обыкновенной рабочей среды, людей, разочаровавшихся в жизни, не умеющих, да и не желающих вписываться в окружающую реальность. Такие драматурги, как Бернард Копе, Арнольд Уэскер и Шейла Дилэни, создавшая пронзительную пьесу «Вкус меда» (A Taste of Honey, 1958), вслед за Осборном критиковали истеблишмент и протестовали против социального неравенства в британском обществе. Писатели жанра «драма на кухне» представляли собой весьма пестрое сборище. Большинство из них открещивались от ярлыка «рассерженных молодых людей». Параллельно, пусть и прихрамывая, развивалось и более традиционное направление английской драматургии - стараниями Теренса Раттигана, чье произведение «Глубокое синее море» (The Deep Blue Sea, 1952), написанное в стиле «хорошо сделанной пьесы», стало «гвоздем программы» на сцене послевоенного британского театра.

 

«Рассерженные молодые люди» не оставили богатого наследия, но они распахнули дверь для новых направлений. Массовая политическая активность, импровизация, феминизм, сюрреализм - все эти формы отметились на британской сцене в 1960- 1980-х годах, в период, когда экспериментирование и (не в последнюю очередь) здоровое финансирование способствовали возрождению общественного значения британского театра. Драматургическое искусство наконец-то вышло за рамки Лондона, ибо Совет по искусствам Великобритании стал выделять средства на поддержку региональных театральных трупп с определенным репертуаром, на строительство новых театров и восстановление старых. Шотландия, долгое время находившаяся на задворках театрального искусства, тоже обрела свой голос, и в этом ключевую роль сыграла пьеса Джона Макграта «Овцы, олени и черная, черная нефть» (The Cheviot, the Stag and the Black, Black Oil, 1973). Написана она английским драматургом, но повествует о полной трагических событий истории Шотландии с периода «очистки земель» до закрытия судоверфей на реке Клайд.

Неравномерное финансирование - в 1980-х пусто, в 1990-х - густо, - пожалуй, несколько омрачило добрые времена, но в целом британский театр пребывает в хорошем состоянии. В сущности, если сравнивать с театрами других стран мира, он, можно сказать, процветает. Лондонский Вест-Энд считается мировым центром сценического искусства (нигде больше ежегодно не выпускают столько премьерных спектаклей), стабильно растет театральная публика в регионах, а британские актеры - Иан Маккеллен и Джуди Денч, Мэгги Смит и Эван Макгрегор - до сих пор слывут непревзойденными мастерами трагедийного амплуа, на которых равняются все артисты. Лишь изредка кто-нибудь съязвит, что без таких звезд в вест-эндских театрах сроду бы не было аншлагов. Вест-Энд это, конечно, отдельная песня, но в последнее десятилетие неуклонно растет рейтинг региональных театров - благодаря щедрому финансированию.

Гарольд Пинтер. Пинтер, находившийся под влиянием ирландского драматурга, основоположника театра абсурда Сэмюэла Беккета, впервые заявил о себе в конце 1950-х годов. В своих пьесах он исследовал категорию памяти, шокируя зрителя и читателя картинами разрушенного счастья и изображением прозы жизни. Типичная пинтеровская пьеса содержит в себе некую скрытую опасность, что вкупе с особенностями его языка - максимально приближенная к жизни, индивидуализированная разговорная речь, авторские ремарки, обозначающие паузы и молчание, которые более информативны, чем сами диалоги, - позволяет говорить о том, что он создал собственный жанр - «пинтеризм». В числе его луч¬ших пьес - «Сторож» (The Caretaker, 1960), «Возвращение домой» (The Homecoming, 1965) и «Предательство» (Betrayal, 1978). Пинтер также выступал как актер и режиссер. В 2005 году он был награжден Нобелевской премией по литературе, а в 2007-м, за год до смерти, удостоился высшей французской награды - ордена Почетного легиона (судя по всему, французам особенно импонирует его страсть к политизированной полемике).

Том Стоппард. Умный (но не заумный) талант современной британской драматургии любит заигрывать с метафизикой и этикой, причем делает это очень изящно, не перегружая повествование философскими проблемами. Его дебютная новаторская пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz and Cuildenstern Are Dead, 1967) - это сочетание юмора, сюрреализма, гуманизма и философии. Два главных персонажа, фиглярничая, идут по жизни, время от времени спотыкаясь о какую-нибудь экзистенциальную истину, а фоном для их эскапад служит трагедия Шекспира «Гамлет», из которой они и взяты и с которой неразрывно связаны. Как и в других пьесах Стоппарда, персонажи живут и действуют в хаосе столкнувшихся миров. Более позднее творчество драматурга имеет политизированный уклон, и, в частности, затрагивает такие темы, как права человека в странах Восточного блока, хотя одна из его лучших пьес, «Настоящее» (The Real Thing, 1982), - это произведение о любви, об искусстве и о жизни в целом. Стоппард также писал сценарии, в частности к фильмам «Влюбленный Шекспир» (Shakespeare in Love, 1998) и «Ультиматум Борна» (The Bourne Ultimatum, 2007).

Алан Эйкборн. Самый плодовитый и неизменно популярный писатель современного британского театра начиная с 1960-х годов регулярно разделывает под орех английский средний класс. В основе его пьес, анализирующих человеческие отношения, лежит «серьезный юмор», а когда высмеиваются недостатки английских пригородов, в ход идет «черный юмор». Некоторые из его пьес написаны в жанре фарса, хотя с возрастом из-под пера Эйкборна выходят все более мрачные произведения. Первый крупный успех ему принесла пьеса «Все относительно» (Relatively Speaking, 1967), сюжет которой построен на комической путанице с участием неверных супругов и возлюбленных, которых принимают не за тех, кто они есть на самом деле. Эйкборн создал более семидесяти пьес. Премьеры многих из них состоялись в его театре в Скарборо, потом с успехом прошли в Вест-Энде (и на Бродвее) и до сих пор продолжают свое победное шествие по стране.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Ирландское влияние: театр XVIII века
  • Современный театр в Шотландии и Уэльсе
  • Три современных британских драматурга, чьи пьесы достойны внимания
  • Современный английский театр
  • Реставрация британского театра
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________