Народные британские танцы

Народные британские танцы

Народные британские танцы«Традиционный» британский танец - это и народные танцы, и кейли (ceilidh), и контрданс, и фактически все, что появилось до XX века и исполняется без пачки. В каждом регионе Великобритании - в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии - есть собственные «традиции» и свои особенности: например, танец моррис в Уэльсе исполняют мужчины с вымазанными в черное лицами, а в Ланкашире - в деревянных башмаках.

Англия

В средневековой Англии танцевальное искусство было очень популярно в народе, и такие старинные танцы, как «Сэр Роджер де Каверли» (Sir Roger de Coverley) и «Дженни собирает груши» (Jenny Pluck Pears), умели танцевать почти все. Названные танцы и широкий спектр разновидностей многих других - моррис, контрданс, сквэр-данс и пр. - ныне причисляют к категории народных. В век промышленной революции они вышли из моды и были бы забыты навсегда, если б не старания Сесила Шарпа в начале XX века. Он ездил по стране, записывая (и скрупулезно восстанавливая) мелодии и движения народных танцев, находившихся на грани исчезновения. Благодаря Шарпу британский танцевальный фольклор продолжает здравствовать и в XXI веке. Сегодня британцы если и исполняют групповые традиционные танцы, то, как правило, барн-данс (barn dance - букв, «амбарный танец») - нечто похожее на кадриль, в которой тон задают ведущий и группа музыкантов.

Шотландия

Ceilidh (несмотря на написание, произносится «кейли») - это кельтский вечер музыки и танцев. Под аккомпанемент мелодии, которую играют музыканты на скрипке, аккордеоне и бойране, ведущий выкрикивает название танца, и группа танцующих, обычно разбитая на пары, выстраивается в линию (иногда становится в круг) и энергично выполняет определенные движения. Некогда танцы обитателей Северо-Шотландского нагорья отличались от тех, что бытовали в районах Шотландской низменности, но в современную эпоху и там, и там относительно универсальный репертуар, в который входят быстрый групповой мужской танец «Веселые Гордоны» (The Gay Gordons - по названию Гордонского хайлендского полка) и другие. Шотландский контрданс - это благородный, чуть более серьезный родственник кейли. Корни у него тоже народные, но основу составляет сложная танцевальная техника ренес- сансного двора. Главные разновидности контрданса - быстрые скачкообразные рил (reel) и жига (jig) и более степенный страспей (strathspey), иногда исполняемый под мелодию песни «Доброе старое время» (Auld Lang Syne). Третий стиль шотландских танцев - хайланд (highland dancing - «танцы горцев»). Обычно исполняется соло в виде соревнования во время Горских игр. Возможно, это старейший из всех британских народных танцев. Он представляет собой сложное сочетание прыжков и шагов в быстром темпе и по сложности технического уровня более соответствует балету, чем кейли или контрданс. Самая известная разновидность хайланда - «Горский флинг» (Highland Fling - «Горская удалая»). Прежде этот танец исполняли на щите одержавшие победу воины.

Северная Ирландия

Танцевальное искусство Северной Ирландии, как и Шотландии, уходит корнями в кельтскую традицию, и посему традиционный танец данного региона - это прежде всего кейли, хотя степ-данс (на ирландском гаэльском Sean-nos, что значит «старый стиль»; «шаннос» - это также и тип песни) по популярности тоже не на последнем месте. Обычно это сольный танец в умопомрачительном темпе: танцор выделывает ногами быстрые замысловатые движения, а его корпус при этом остается неподвижным. В Северной Ирландии «шаннос» имеет политическую подоплеку и является любимым развлечением преимущественно националистов. Здесь также популярен и шотландский контрданс, пропагандируемый ольстерскими шотландцами.

Уэльс

В Уэльсе, как и в Англии, большинство народных танцев канули в забвение в период индустриальной революции: влиятельная неангликанская церковь всячески старалась искоренить нечто столь «порочное». Те, что сохранились до настоящего времени, представляют собой смешение разных стилей - валлийского танца, танца моррис и других. Обычно их исполняют на айстедводах профессиональные коллективы, причем зрители только смотрят, к танцующим не присоединяются. На танцорах костюмы XVII века: юбки, передники, платки и даже высокие цилиндры - символы возрождения национальной самобытности. Только один валлийский танец - в деревянных башмаках (clog dancing - сельская чечетка) - не содержит в себе элементов других стилей (хотя аналогичные танцы есть у других народов). Валлийский вариант зародился в среде крестьян и рудокопов. Это сольный соревновательный танец, представляющий собой сложный рисунок шагов и акробатических трюков (иногда с высоким выбросом ног, как в «казачке»).

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Модернистский британский танец
  • Региональная британская музыка
  • Репертуар британского театра: основные жанры средневековой драмы
  • Религия в Северной Ирландии
  • Британские праздники и гуляния
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 3
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________